Власти Дагестана ввели запрет на публикацию в интернете фотографий и информации об определенных объектах и событиях, мотивируя это необходимостью обеспечения безопасности. Под запрет попали изображения мостов, систем ПВО, последствий атак беспилотников, а также данные о типе, месте запуска, падения и траектории полета дронов. Соответствующий указ подписан главой республики Сергеем Меликовым.

20 июля 2001 г.
***
В три часа в г.Урус-Мартан, предположительно, сотрудники военной комендатуры, бросив предварительно дымовую шашку, ворвались в дом, расположенный по адресу: ул.Спортивная, 92. Поднявшимся с постели жильцам они заявили, что пришли за проживающим здесь Магомедом Хамидовичем Вахидовым, 1945 г.р. Причину задержания объяснять не стали.
Уже днем родственники увезенного человека обратились к местным властям с просьбой сообщить, где он содержится. Но в прокуратуре, УФСБ района и ВОВД отказались признать даже сам факт его задержания. И хотя со следующего дня по городу поползли слухи, что Магомед Вахидов якобы убит сотрудниками российских силовых структур, в течение последующих нескольких суток о его судьбе ничего не было известно.
31 июля в садах госхоза им. Мичурина к востоку от райцентра обнаружили труп со следами насильственной смерти. Сотрудники прокуратуры и милиции перевезли его в районную больницу. Сюда же была вызвана жена Магомеда Вахидова, которая и опознала в нем своего мужа. Сделать это она смогла только по зубам; лицо убитого было сильно обожжено, по всей видимости, паяльной лампой. На синем от пыток током теле имелись ножевые раны, а в спине были видны три пулевые ранения.
В 1999 г. Магомед Вахидов был мэром г.Урус-Мартан и уехал в соседнюю Ингушетию сразу после начала военных действий в республике. В начале лета 2000 г. он обратился с письмом к главе администрации Чечни Ахмаду Кадырову с просьбой об амнистии. Ему ее обещали. Считая, что безопасность уже гарантирована, он вернулся на родину, но дважды был схвачен и отпущен. На третий раз его убили.
Из-за того что он являлся руководителем города во времена фактической независимости Чечни, родственники в дальнейшем побоялись жаловаться. Никто из них не пытался заставить прокуратуру найти и наказать виновников бессудной казни.
***
Около четырех часов в г.Грозном из своей квартиры по адресу: ул.Пугачева, 140, кв.4, российские военные увезли Юсупа Мурадова. В то же утро вместе с ним был захвачен и Тимур (его имя и адрес проживания ПЦ «Мемориал» неизвестны). На БТРе без бортового номера их отвезли в Соленую балку на окраине городка Иванова, где дислоцируется 21-я Софринская ОБРОН ВВ МВД РФ, продержали в течение всего светового дня. Освобождение стало возможным из-за активных действий, предпринятых соседями и родственниками. Требуя выпустить задержанных молодых людей, они с утра заблокировали комендатуру Старопромысловского р-на и шоссе, ведущее из северных регионов республики в центр города.
В интервью, данном 7 августа в Ингушетии сотруднику ПЦ «Мемориал», Юсуп Мурадов рассказал о том, как с ним обращались военные:
«Я находился в Грозном в своей квартире. Я спал. Проснулся от шума выламывания двери, в которую тут же ворвались российские военные. Они были в масках. Это было в четыре часа утра. Я не успел даже встать с постели, как на меня наставили автомат. Затем меня стащили на пол, положили лицом вниз и надели наручники. Затем посадили на БТР, на котором не было номеров, и повезли в Соленую балку, где, как нам было известно, находились военные из Софрино. Это Подмосковье. В народе их считают карателями.
Со мной был еще парень по имени Тимур. Его увели в другое помещение, и какое-то время я был один в комнате. Глаза у меня были завязаны. Затем в комнату вошли несколько человек. Они стали избивать меня и допрашивать. Требовали, чтобы я рассказал, кто ставит фугасы, с кем из воюющих знаком. В общем, хотели получить информацию. После меня они шли в комнату к Тимуру и делали с ним то же самое.
Так, поочередно, они избивали нас более часа. Били по всему телу то ногами, то кулаками. Через какое-то время перестали бить, видимо, устали. Нас отволокли в помещение, похожее на спортзал, и там бросили. Повязки на глазах у нас сползли, и мы видели спортивные принадлежности: гантели, штанги и т.д. Мы были в синяках и кровоподтеках.
Не знаю, сколько прошло времени, но нас вывели во двор. К нам подошел какой-то военный и сказал, что все будет нормально и что нас сейчас отвезут в комендатуру. Действительно, нас обоих посадили в автомашину УАЗ и отвезли туда. Там нас записали: фамилию и другие данные. Потом нам сказали, что мы свободны, и вывели из комендатуры на улицу. На улице нас ждала толпа людей: родственников и всех соседей, которые пришли и требовали нашего освобождения. Нам было плохо, нас отвезли домой. На следующий день я приехал к Назрань к сестре и отлеживался недели две. Было трудно дышать, двигаться. Сейчас болят почки. В остальном здоровье уже восстановилось».
***
В с.Серноводск и ст.Ассиновская начались «зачистки», которые завершились лишь на следующий день. В первом из этих населенных пунктов российские военные задержали двух человек, во втором – шесть.
Интересно, что накануне в Серноводске родственники людей, исчезнувших во время предыдущей операции в этом селе, заблокировали здание местной администрации и потребовали их освобождения . Для встречи с ними приехал генерал Ибрагим Сулейменов, и.о. военного коменданта Ачхой-Мартановского р-на. Обещания найти и освободить задержанных он давать не стал, попросил лишь три дня, чтобы ознакомиться с обстоятельствами дела. А на следующее утро в двух соседних населенных пунктах начались «зачистки».
***
Между 10 и 11 часами с ул.Могилевская в пос.Черноречье вооруженные люди в масках и камуфляжной форме, предположительно, сотрудники ГРУ МО РФ из числа чеченцев, увезли в неизвестном направлении трех человек. При задержании одного из них была избита прикладами автоматов женщина. Пытаясь не допустить увода сына, она цеплялась за него, чем и вызвала раздражение у похитителей.
***
В 11.15 в г.Грозном на ул.Жуковского у автобусной остановки «Баня» произошли события, приведшие к гибели и ранению нескольких человек. Причиной всему, по свидетельствам очевидцев, были военные. Проезжая на грузовике «Урал», они что-то подбросили из кузова в воздух, после чего раздался мощный взрыв. Были ранены две женщины – работницы СУРСАД, находившиеся в непосредственной близости от места происшествия. Возникший переполох привел к аварии, несколько легковых автомашин столкнулись. Одна из них разбилась, наехав на столб, стоявший на обочине. Всего в ходе инцидента пострадали семь человек:
1. Зина Серганова, 1960 г.р., г.Грозный, ул.Тухачевского, 91;
2. Мансур Серганов, 1982 г.р., г.Грозный, ул.Тухачевского, 91;
3. Адам Абуязидов, 1953 г.р., с.Старая Сунжа, ул.Окружная, 66;
4. Майсет Абуязидова, 1952 г.р.;
5. Д.Джамулаева, 1958 г.р.;
6. Зулпа Нурдиевна Курбанова, с.Алхан-Кала, ул.Нурадилова, 24;
7. Тамара Асхабова, с.Алхан-Кала, ул.Шерипова, 27
Через неделю в больнице З.Курбанова скончалась от полученных ранений. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако о ходе расследования ни родственникам погибшей, ни ПЦ «Мемориал» ничего не известно.
***
Около полудня на ул.Сайханова в Октябрьском р-не г.Грозного на фугасе, зарытом в гравий, подорвался автомобиль «Нива». В результате этого получили осколочные ранения три человека: водитель Хамид Атабаев, 1959 г.р., проживающий в городе на ул.Первомайская, и Адлан Алиевич Митаев, 1956 г.р., уроженец Урус-Мартановского р-на (с.Гойты, ул.Кирова, 59). Другой пассажир автомобиля, местный житель Шарани Асхабов, 1952 г.р., с тяжелой черепно-мозговой травмой был доставлен в городскую больницу №9.
***
По сообщению местных жителей, уже около двух недель подряд в одно и тоже время – ночью около 23.30 – подвергаются нападениям домовладения, расположенные у автобусной остановки «Березка» в Старопромысловском р-не г.Грозный. Неизвестные в камуфляжной форме и масках выламывают двери и уносят из домов имеющие хоть какую-то ценность вещи.
***
Около 13 часов в с.Чири-Юрт во время «зачистки» ранен, а затем найден убитым Идрис Хусаинович Сулейманов, 1977 г.р. После проверки документов в своем доме (ул.Ленина, 17) он спустился к реке, чтобы искупаться. Спустя какое-то время оттуда послышались звуки выстрелов. Через 10–15 минут решившийся пойти за ним родственник увидел, что молодой мужчина лежит раненый, а рядом стоят военные. Окликнув, они заставили лечь на землю и его, но затем отпустили.
Тем не менее, ему удалось установить, что Идрис Сулейманов был ранен достаточно легко: пуля прошла около левой ноги (слегка опалив ее) и навылет сквозь правую. Он находился в сознании. Военные решили отвезти его в лазарет при комендатуре, расположенной в районе цементного завода в верхней части Чири-Юрта. Родственники согласились с этим, посчитав, что там лучше уход и, в отличие от местной больницы, имеются все необходимые медикаменты.
До 15 часов Идрис Сулейманов действительно находился там. Одним из офицеров до него была допущена сестра. Говоря, что ранен в ногу и что это не страшно, он просил успокоить мать, сказал, что военные во всем разберутся и скоро отпустят его. По другой версии, местный врач по имени Масуд обнаружил, что у молодого человека задеты не только ноги, но и печень. Он предупредил о необходимости оказания ему экстренной оперативной помощи. Но военные не послушались его. На следующий день пришедшим проведать Сулейманова женщинам они сообщили, что перевезли раненого в г.Шали. А еще через какое-то время, отказавшись выдать тело, известили родственников-мужчин о его смерти.
Идрис Сулейманов был обнаружен на третий день неподалеку от комендатуры. Местные жители, осмотревшие его тело, зафиксировали многочисленные следы избиений и пыток: на нем остались следы укусов собак и каких-то уколов, был сломан и свернут в сторону нос. Перед захоронением они провели видеосъемку трупа.
Пытаясь уйти от ответственности за содеянное, представители комендатуры заявили родственникам убитого, что якобы у него в кармане нашли списки с перечнем «каких-то боеприпасов».
***
В 15 часов у пос.Гикаловский неизвестные на фугасе подорвали БМП; среди военных есть раненые. В тот же день из танковых орудий было обстреляно с.Чечен-Аул, пострадали дома, среди местных жителей имеются раненые. Огонь велся со стороны блокпоста у с.Пригородное и из пос.Ханкала.
***
Распоряжением №329 главы администрации Урус-Мартановского р-на создана рабочая группа в составе 17 человек для возвращения к местам постоянного проживания жителей района, с начала войны осевших в палаточных лагерях на территории соседней Ингушетии.
После инструктажа, проведенного представителями республиканского комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев, эта группа выехала в лагерь «Спутник» на окраине ст.Орджоникидзевская. Туда же прибыли и представители администрации Урус-Мартановского р-на.
Людей из Чечни беженцы встретили враждебно: во всех своих бедах они обвинили российское руководство, военных и тех, кто с ними сотрудничает внутри республики. В адрес приехавших прозвучали угрозы и оскорбления, а также требование покинуть лагерь. Окружив плотно автобус с представителями Урус-Мартановского р-на и держа в руках фотографии искалеченных трупов убитых людей, беженцы провели митинг, на котором звучали призывы вернуть к власти законно избранного президента Аслана Масхадова. Происходящее снимали иностранные журналисты.
Делегация вынуждена была покинуть лагерь «Спутник». Поставленную перед ней задачу – перерегистрировать беженцев, прибывших в Ингушетию из сел своего региона, – она так и не сумела выполнить.
Еще в конце июня вынужденные переселенцы из Чечни составили коллективное обращение в Государственную Думу РФ, в котором попытались рассказать о давлении, оказываемом на них с целью заставить вернуться на родину и о мотивах своего нежелания сделать это в данный период времени. Его подписали жители и палаточных лагерей, и мест компактного проживания чеченских беженцев, но неизвестно, дошло ли оно до адресата.
***
Около 17 часов на окраине с.Дышне-Ведено ранен 25-летний местный житель Амхад Кайсаров. Российские военные остановили его и, протянув гранату, потребовали, чтобы он ее взял. Получив отказ, они открыли огонь.
Раненого Амхада Кайсарова доставили сначала в военную комендатуру и только затем в больницу.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.