Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую произвольные аресты и приговоры, вынесенные азербайджанским ученым Бахрузу Самадову и Игбалу Абилову. В документе выражается обеспокоенность ростом числа политических заключенных в Азербайджане, которое, по данным Европарламента, достигло 400 человек.
Юристы центра «Мемориал» обратились к спецдокладчице ООН по правам человека в России Мариане Кацаровой. Они попросили вмешаться в ситуацию с преследованием людей, которых в Дагестане поставили на «профучет» как «религиозных экстремистов».
В списках поставленных полицией на «профучет» – мусульмане, якобы исповедующие «нетрадиционные течения ислама». Но часто туда попадают и случайные люди, например, женщины, которые носят никаб.
Юристка Виолетта Фицнер направила спецдокладчице ООН информацию о пятерых жителях Дагестана. Мужчин подвергли различным «профилактическим мерам»: проверкам на региональных границах, опросам, обыскам домов, взятию образцов ДНК и отпечатков пальцев и так далее. Среди них – Вазир Базанаев, Рамазан Наждуев, Махач Бамматханов, Хусейн Хамзатов, Даниял Алхасов.
В конце прошлого года Пятый кассационный суд в Пятигорске не удовлетворил иск 38-летнего экс-сотрудника ФСБ Рамазана Наждуева из Дагестана. Он требовал, чтобы МВД исключил его из профучета по категории «экстремист». Таким образом, кассационная инстанция согласилась с выводами нижестоящих. Решения были мотивированы тем, что ответчик в лице УМВД по Дагестану отрицал ведение в регионе профучета граждан по категории «экстремист». Сам Рамазан Наждуев отмечал, что отдал службе 15 лет и его отношение к этому государству резко изменилось.
Рамазан Наждуев полагает, что его поставили на профучет из-за конфликта с сотрудником Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ). После инцидента ему начали звонить полицейские и требовать явиться к ним для дачи объяснений о посещении мечети в Махачкале. Впоследствии на посту ДПС Наждуеву сообщили, что он поставлен на учет.