Во время прямой линии в Грозном глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал руководителей Следственного комитета и МВД Александра Бастрыкина и Александра Колокольцева. По его мнению, они сидят не на своих местах.
16 октября 2001 года
***
В ночь на 16 октября в с.Старые Атаги и с.Чири-Юрт произошли нападения на ПОМ (или, как их называют местные жители, комендатуры). Количество нападавших неизвестно. В ответ военные подвергли артиллерийскому обстрелу эти села, а также соседние: Новые Атаги и Дуба-Юрт. На их окраины и в реку Аргун, протекающую рядом с жилыми кварталами всех четырех населенных пунктов, снаряды падали с полуночи до утра. Один из них попал во двор жителя Дуба-Юрта. В результате последовавшего взрыва получила осколочное ранение и скончалась 18-летняя девушка. В Чири-Юрте при разрыве мины погибли двое, а еще два пожилых староатагинца умерли от инфаркта. Около 3 часов ночи в Новых Атагах прицельным выстрелом в голову убит 29-летний Мойла Исмаилов. Как утверждают соседи, он вышел к себе во двор в туалет, и со стороны находящегося напротив его дома отдела милиции (комендатуры) прозвучал выстрел.
При нападении на ПОМ в Старых Атагах убиты два уроженца соседнего Урус-Мартановского р-на и 28-летний местный житель Аслан Сугаипов. По-видимому, с российской стороны также были жертвы.
Со слов местных жителей известно, что у Аслана Сугаипова незадолго перед этим военные убили родного брата и братьев его отца. Они были расстреляны в своем доме без видимых оснований. За четыре месяца до этого российские военные забрали из дома его 60-летнего отца и увезли в неизвестном направлении. Поиски и обращения в органы российской власти в республике результата не дали.
На следующее утро сотрудники ПОМ сообщили староатагинцам, что из-за ночного нападения на них в селе проведут «зачистку». Сроки операции указаны не были.
После этого нападения ПОМ был переведен из здания конторы госхоза «Атагинский» (которое он занимал с января 2000 г.) за пределы территории села, в помещение мельницы на северной окраине Старых Атагов.
Вскоре выяснилось, что исчезли пенсионные деньги. Накануне сотрудники милиции настояли, чтобы из местной администрации им передали их на временное хранение. Исчезло 3 500 000 руб. – задолженность за три месяца и плановая выплата за сентябрь. Российские милиционеры заявили, что эти деньги сгорели во время ночного боя, когда от попадания снаряда, выпущенного из гранатомета, в здании произошел пожар.
Этому объяснению никто в селе не поверил. Здание конторы, как утверждали многочисленные свидетели, подожгли уже после боя, когда затихла перестрелка, а нападавшие покинули село в неизвестном направлении. Жители Старых Атагов обратились с жалобой к главе Грозненской районной администрации Шахиду Джамалдаеву. По настоянию последнего районная прокуратура начала расследование, к которому подключились и сотрудники республиканской прокуратуры. О пропаже крупной суммы денег поставили в известность прокурора Чечни Всеволода Чернова.
Вскоре под г.Моздок Республики Северная Осетия-Алания была задержана группа сотрудников МВД, сопровождавшая «груз-200». В одном из цинковых гробов обнаружились пропавшие деньги. По факту их похищения было возбуждено уголовное дело. ПЦ «Мемориал» неизвестны подробности расследования и был ли кто-нибудь в итоге наказан.
***
С 15 октября было блокировано с.Чири-Юрт. С утра 16 октября на место подрыва военной колонны прибыли сотрудники прокуратуры в сопровождении вооруженных охранников. Жители села поинтересовались у них, когда разблокируют населенный пункт, на что получили ответ: были унесены уцелевшие запчасти с подорванного ЗАЗа и БТРа, и до тех пор, пока украденное не будет возвращено, дорога останется закрытой. Кроме того, чири-юртовцам пригрозили «арестом» скопившихся у блокпоста автомашин (более 20 единиц). В тот же день были закрыты села Старые и Новые Атаги. В последнем из них во второй половине дня началась «зачистка».
***
В 10 часов утра с.Дуба-Юрт в очередной раз подверглось обстрелу. Российские саперы обнаружили на обочине дороги у населенного пункта заложенный фугас и открыли по близлежащим домам беспорядочный огонь из минометов со стороны ближайшей в/ч и из стрелкового оружия. В результате получила ранение Зарема Хасановна Дадаева, 1964 г.р. С двумя малолетними дочерьми она находилась в своем доме неподалеку от того места, откуда велся огонь. Одна из ее дочерей, Хава Абубакаровна Дадаева, 1996 г.р., также была ранена несколькими пулями в грудь рядом с сердцем и в брюшную полость. У нее была перебита кисть левой руки. Размахивая белой тряпкой, мать девочки выбежала и стала кричать саперам, чтобы не стреляли, что в доме дети. В ответ она услышала: «Ничего страшного, вы в нас тоже стреляете».
Пешком под обстрелом Зарема Дадаева с раненой дочерью добралась до Чири-Юрта. В больнице девочка скончалась.
***
Утром на окраине с.Чири-Юрт военные убили сына Адама Царнаева. Он в это время пас там скот. ПЦ «Мемориал» не удалось выяснить всех обстоятельств, при которых было совершено это преступление.
***
Во время сбора облепихи в лесополосе на окраине с.Чечен-Аул местный житель Солтамурадов подорвался на мине. Ему оторвало ногу, и он умер от потери крови. Территория небольшого по площади леса и лесополосы, что находятся между Чечен-Аулом и соседним с ним Белгатоем, буквально усеяна минами-ловушками и растяжками. По утверждениям местных жителей, их установили российские военные.
***
Скончался Муса Пазлудинович Уцмиев, 1969 г.р., проживавший в пос.Калинина (2-й пер. Джамбула). За два месяца до этого к нему в дом ворвались российские военные. Сделали они это по отработанной в Чечне практике: сначала вышибли дверь и разбили оконные стекла. Предположив, что это могут быть бандиты, хозяин выбежал им навстречу с маленьким топориком в руках. Военные приказали ему бросить топорик, связали руки, повалили на землю лицом вниз и долго избивали ногами. Все это происходило на глазах у его жены и двухлетнего сына. Затем военные произвели в доме обыск, объяснив, что ищут оружие. Не найдя его, решили забрать с собой лежащего связанным на земле Мусу Уцмиева. Похищению помешали сбежавшиеся на шум соседи.
Смерть Мусы Уцмиева мог ускорить и другой случай, происшедший с ним в феврале 2000 г. Из с.Толстой-Юрт, куда он переехал с началом второй войны, вместе с тремя товарищами Муса отправился в Грозный. Хотел забрать из своего покинутого на время дома детали к автомашине. На Петропавловском шоссе военные задержали их и увезли в пос.Ханкала, где посадили в холодную железную будку. В заточении они провели трое суток. По три-четыре раза в день их жестоко избивали, не давали воду, даже снег не разрешали взять в рот. В результате здоровье Мусы Уцмиева было основательно подорвано, а на лечение необходимых средств не нашлось.
Это не первая утрата, которую семья Мусы Уцмиева понесла из-за российских военных. В ходе первой войны (1994-1996 гг.) вместе со своей женой и ребенком без вести пропал его старший брат.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.