Генерал-майор Владимир Котов, ранее занимавший должность заместителя руководителя ГУ МВД по Воронежской области, назначен министром внутренних дел Ингушетии. Церемония представления нового главы ведомства прошла в Магасе.
20 января, ровно через год после задержания Заремы Мусаевой, ее сын, чеченский активист и блогер Абубакар Янгулбаев записал видеообращение, в котором предложил главе Чечни Рамзану Кадырову обменять себя на свою мать.
«Он доказал, что он террорист и действует террористическими методами, -- говорит о Кадырове Янгулбаев в видеообращении, опубликованном в его телеграм-канале. -- Он призывает начать ядерную войну в Украине, убивать по национальному признаку. Он похищает родственников своих политических оппонентов, критиков и общественных активистов. Моя мать находится в заточении, но она не должна там находиться, не должна нести ответственность за действия своих сыновей. Если ты мужчина и олицетворение максимальной маскулинности в этой стране, ты обязан ее отпустить. Но если в России и Чечне действуют не законы, а правила войны, то давай обменяем ее на меня. Не надо трогать женщин, забери меня вместо нее».
Под видео размещен текст: «Выбирайте сами, кто станет нейтральным гарантом обмена. Я верил, что привлечение общественного резонанса к похищению моей матери Заремы Мусаевой может ее спасти. Война все списала. В России больше не осталось места для закона, прав и свобод человека. В стране все мертво. Но моя мать ни в чем не виновата. Отпустите ее взамен на меня! А меня можете хоть каждый день пытать, издеваться, убивать, воскрешать и все заново».
Реакции со стороны чеченских властей на это обращение не последовало.
Зарема Мусаева, супруга экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева, мать бывшего юриста Комитета против пыток Абубакара Янгулбаева и автора телеграм-канала 1ADAT Ибрагима Янгулбаева, обвиняется в нападении на полицейского и мошенничестве. Правозащитники ликвидированного в России «Мемориала» признали ее политзаключенной и заявляют, что «преследование Мусаевой нельзя рассматривать иначе, чем как взятие ее в заложники с целью возврата и наказания мужчин семьи по мотивам личной мести». Рамзан Кадыров обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и заявил, что их ждет место «в тюрьме или под землей». Ибрагим Янгулбаев объявлен в федеральный розыск по делу об оправдании терроризма, Росфинмониторинг включил его в реестр экстремистов и террористов.
Мусаева была задержана сотрудниками полиции 20 января 2022 года в своей квартире в Нижнем Новгороде и доставлена в Грозный. С тех пор она находится в СИЗО. Суд отказался перевести ее под домашний арест, несмотря на диабет и сопутствующие заболевания. Ее муж и дети скрываются за границей.
20 июня дело Мусаевой было передано в суд. Несколько раз на судебные заседания для нее вызывали скорую помощь. Два судьи взяли самоотвод, однако ходатайство защиты об изменении территориальной подсудности было отклонено.
2 февраля суд в очередной раз продлил срок ареста Заремы Мусаевой – теперь до 12 мая. В судебном заседании объявлен перерыв для проведения новой экспертизы телесных повреждений, якобы нанесенных сотруднику полиции Мусаевой.
9 февраля «Команда против пыток» (новое название Комитета против пыток) сообщила, что Нижегородская прокуратура признала необоснованными действия руководителя следственного управления по региону, который перенаправил сообщения о преступлении по делу Заремы Мусаевой в Чечню. Правозащитники уже больше года добиваются проведения проверки и наказания виновных в ее незаконном этапировании в Грозный.
Между тем состояние Мусаевой ухудшается. По словам ее адвоката, из-за растущей инсулинозависимости ей требуется все больше препаратов. Юрист опасается, что поддерживающая терапия не эффективна и женщине необходимо срочно пройти медицинское обследование.