Премьер-министр Армении Никол Пашинян выразил надежду на скорое открытие армяно-турецкой границы. Такое заявление прозвучало на V Форуме «Шелковый путь» в Тбилиси. Пашинян подчеркнул, что позитивный диалог с Турцией вселяет оптимизм.

27 ноября 2001 года
***
В ночь на 27 ноября в г.Аргун неизвестные в масках и в камуфляжной форме вошли в дом, расположенный по адресу: ул.Ворошилова, 126. Они убили всех находящихся там взрослых. Сразу четырех человек. Были застрелены: хозяин дома Рамзан Эхиев, 1928 г.р., его жена Аймани Эхиева, 1928 г.р., их сын Сайд-Паша Эхиев, 1952 г.р., и сноха Петимат Цикаева, 1951 г.р. Совершив это преступление, неизвестные скрылись.
Существует несколько версий случившегося. Подтвердить или опровергнуть какую-либо из них ПЦ «Мемориал» не может.
***
На рассвете в с.Алхан-Юрт сотрудники российских силовых структур ворвались в дом по адресу: ул.К.Маркса, 14 и, подняв с постели, увезли в неизвестном направлении Адлана Муслимовича Тарамова, 1978 г.р.
Со слов родственников известно, что похитители были русскими. Они приехали на военных автомобилях, но оставили их на окраине села. К дому пришли пешком, всего – до 30 человек. Они не представились, определить точно их ведомственную принадлежность не представлялось возможным. Военные ничего не сказали и по поводу места, куда будет доставлен захваченный ими человек. Адлан Тарамов исчез.
Родственники, которые незамедлительно обратились в правоохранительные и иные структуры района, ничего не смогли узнать о его возможном местонахождении. Для них было неожиданностью похищение Адлана. По словам родственников, похищенный не воевал и не участвовал в каком-то ином качестве в ВФ ЧРИ. Среди тех, к кому они обратились и кто не смог ничем помочь в установлении дальнейшей судьбы Адлана Тарамова, были: глава администрации Чечни Ахмад Кадыров, военный комендант генерал-майор Сергей Кизюн (жители Алхан-Юрта направили им свое обращение) и глава администрации Урус-Мартановского р-на Ширвани Ясаев.
В тот же день около 15 часов из села были увезены Шамиль Ширваниевич Джамалдаев, 1983 г.р., и его сверстники Ислам Гериханов и Шахруди Шалаев. Молодые люди сидели на лавке недалеко от дома Шамиля Джамалдаева (ул.Вахитова, 84), когда неожиданно на улице появились две автомашины – «Урал» и УАЗ-452 («таблетка») серого цвета. Очевидцам удалось запомнить часть регистрационного знака последнего: х 590. Все произошло стремительно. Автомобили резко затормозили, из них выбежали военные, кое-кто был в масках. Предположительно это были военнослужащие стрелковой роты при комендатуре Урус-Мартановского р-на. Они схватили молодых людей и погрузили в «Урал». Выбежавший на крики отец Шамиля Джамалдаева, Ширвани, ничего уже не смог предпринять – военные уехали вместе с захваченными молодыми людьми.
В тот же день Ислам Гериханов и Шахруди Шапаев вернулись домой. Шамиль Джамалдаев бесследно исчез. Обращения родственников, утверждавших, что он непричастен к ВФ ЧРИ, результатов не дали. В силовых структурах района их «заверили» в своей якобы непричастности к исчезновению молодого человека.
***
Примерно в 15 часов на дороге Гехи-Чу – Шалажи на юго-западной окраине с.Гехи-Чу сотрудники российских силовых структур задержали местных жителей Хамзата Хозуевича Балуева, 1976 г.р., и Арби Ахмедовича Магомадова, 1974 г.р.
«Силовики» передвигались на двух автомобилях: УАЗе с затемненными стеклами и перламутровом ВАЗ-21099 без номерных знаков. Они захватили и увезли молодых людей в сторону с.Гехи. Свидетелями похищения были односельчане. После того, как они сообщили родственникам о случившемся, те начали поиски. С устными заявлениями обратились в ВОВД и комендатуру Урус-Мартановского р-на, однако их руководители не признали причастности своих подчиненных к совершению этого преступления.
1 декабря 2001 г. участкового инспектора из Гехи-Чу известили в ВОВД р-на, что на территории военной комендатуры лежат тела убитых жителей его села. Это были трупы Хамзата Балуева и Арби Магомадова. Участковый инспектор сообщил об этом родственникам погибших. В тот же день останки без требования были выданы для захоронения. На убитых остались следы пыток раскаленным металлом, колотые раны. Пальцы обоих были разбиты тупым предметом, а у Хамзата Балуева вырваны ногти рук. На обоих трупах были огнестрельные раны.
По факту убийства жителей Гехи-Чу их родственники с жалобами никуда не обращались, так как предположительно преступление было совершено на территории бывшей школы-интерната г.Урус-Мартан, где дислоцируются силовые структуры р-на. Они посчитали, что это будет небезопасно уже для них самих. По словам родственников, Хамзат Балуев и Арби Магомадов в вооруженном сопротивлении российским войскам не участвовали. Причины их задержания и убийства остаются неизвестными.
***
Заблокировав со всех сторон с.Бачи-Юрт, военные приступили к «зачистке», которая продолжалась три дня. Операцию они проводили по отработанному сценарию: на окраину населенного пункта, в место своей временной дислокации, свозили мужчин вне зависимости от их возраста. Среди задержанных были подростки, юноши, были и пожилые люди. Каждого из них заставили пройти мимо автомашины УАЗ с тонированными стеклами, поворачивая лицо и заставляя смотреть прямо в окно. Возможно, там сидел человек, который должен был кого-то опознать.
Среди задержанных оказался умственно неполноценный Нохчо Саиев, 1975 г.р. Так как он вообще не говорил по-русски и с трудом – по-чеченски, военные решили, что он араб. Мать пыталась убедить их не забирать сына и даже сама залезла на БТР, но ее избили и сбросили вниз.
Во время «зачистки» военные устраивали «обыски»: выносили из домов аудио- и видеотехнику, одежду, золотые украшения и другие ценные вещи. У жителя пос.Новогрозненский, оказавшегося в зоне оцепления случайно, майор отобрал документы на автомобиль, пообещав вернуть их, если получит взамен видеомагнитофон. Пострадавший обратился к командовавшему военными генералу. Тот выстроил офицеров и предложил чеченцу опознать грабителя. Майор стоял в ряду, но показать на него ограбленный им человек побоялся. В этот момент скрытно от генерала ему передали документы. Житель Ойсхара вынужден был заявить, что не может опознать своего обидчика.
Основные события произошли 29 ноября. В этот день большое число военных направилось к берегу р.Гансол, которая протекает через село. Действовали они, скорее всего, по наводке, по чьему-то доносу. Судя по уверенному поведению, им точно было известно, что там имелась пещера. В ней долгое время скрывались четыре человека – Масхуд Мухаметович Янгульбаев,1965 г.р., Пахруди Саладиевич Эдигов, 1972 г.р., Арби Алиевич Эдигов, 1976 г.р., и Назарбек Султанович Асхабов, 1979 г.р. Жители села рассказывали потом, что эти четверо участвовали в войне 1994 1996 гг. Военные без предупреждения открыли огонь по пещере, в ответ оттуда раздавались выстрелы. В ходе завязавшегося боя все четыре чеченца погибли. Со стороны российских военных, по словам очевидцев событий, также имелись потери.
Все задержанные во время «зачистки» бачи-юртовцы были отпущены. Часть освободили в первый же день, остальных – через три дня, после того, как спецоперация официально завершилась. Однако все, кто побывал в руках военных, в той или иной степени подверглись насилию, часто просто избиению. О некоем арабе, якобы помощнике чеченского командира Хаттаба, которого, по сообщению российских СМИ, задержали в Бачи-Юрте, местные жители ничего сказать не могли. Никто его здесь не видел. Возможно, за него выдали не говорившего по-русски и отпущенного в итоге Нохчо Саиева. А может, и узбека, якобы задержанного во время операции. Кто он был и что делал в селе, ПЦ «Мемориал» неизвестно.
«Зачистка» проводилась под руководством начальника отдела УФСБ РФ по ЧР Курчалоевского р-на Олега Анатольевича Слитошенко.
***
В Ленинском р-не г.Грозного военные провели «зачистку». Во время проведения спецоперации, вопреки приказу Генерального прокурора РФ № 46 от 27 июля 2001 г., не присутствовали сотрудники гражданской администрации, прокуратуры, местной милиции.
«Зачистка» началась около 9 часов утра, когда большинство людей уже отправились на работу. Двери квартир, владельцы которых отсутствовали, взламывались. В ходе проверки военные забирали приглянувшиеся им ценные вещи. В частности, на просп.Кирова была ограблена квартира работника горэлектросети Олега Ахмедовича Умаева. Были зафиксированы случаи, когда военные занимались грабежами в присутствии хозяев. У женщины, торговавшей рядом с подъездом своего дома, они забрали все продукты.
Во время «зачистки» в 4-м микрорайоне пропал Тамерлан Делимбекович Джанаралиев, 1975 г.р., проживавший по адресу: ул.Дьякова, 28, кв.26. Непосредственных свидетелей его задержания не было: в ночь перед исчезновением его жена вместе с детьми ночевала в доме родителей. Неизвестно, какое подразделение проводило операцию. По описаниям жителей микрорайона, скорее всего, это были сотрудники РУБОП (республиканские или командированные из других регионов).
Приметы Тамерлана Джанаралиева: рост 175 см, вес 95 кг, волосы темно-русые, глаза темно-карие; на верхней губе слева – шрам, а на верхней челюсти слева три золотые коронки; по словам матери, Нахалу Виситаевой, слегка картавил. ПЦ «Мемориал» принял от матери заявление в начале марта 2006 г. На тот момент о судьбе сына она все так же ничего не знала. Более поздней информацией ПЦ «Мемориал» не владеет.
Нахапу Виситаева обращалась во многие структуры и ко многим людям. В частности, ею были поданы заявления в МККК, на имя Ахмада Кадырова, в прокуратуры Грозного и Аргуна, а также по месту исчезновения Тамерлана Джанаралиева – в прокуратуру и ОВД Ленинского р-на Грозного, в Государственную думу РФ и даже в ЕСПЧ.
Нахапу Виситаева рассказала, что ее сын не участвовал в боевых действиях ни в первую, ни во вторую войну. В прокуратуре Ленинского р-на сначала было возбуждено уголовное дело, но якобы в связи невозможностью установить причастных к преступлению лиц его приостановили. Родственники обращались в суд на бездействие прокуратуры.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.