Адвокаты гражданина РФ, миллиардера Самвела Карапетяна сообщили, что следствие в Армении выдвинуло против него новое обвинение экономического характера. Защита утверждает, что обвинение необоснованно и лишено каких-либо юридических оснований.
13 октября в Висаитовском районном суде Грозного начался уголовный процесс по делу 19-летнего волгоградского студента Никиты Журавеля, который сжег Коран и теперь обвиняется в хулиганстве и оскорблении чувств верующих.
Первое судебное заседание должно было состояться 9 октября, однако его перенесли из-за недоставления подсудимого на процесс. Возможно, его не решились показывать суду и общественности из-за следов побоев на лице. 13 октября под глазом еще был заметен след от синяка.
Суд продлил ему арест еще на полгода, и адвокат Юлия Антонова расценила это как гарантию защиты. Кроме того, суд рассмотрел ходатайство адвоката об отводе федерального судьи Руслана Дандаева, который в силу своей национальной и конфессиональной принадлежности может проявить предвзятость. Представитель обвинения заявил, что защита не имеет сведений о вероисповедании судьи, и попросил не принимать ходатайство.
Как сообщал «Новый Дош», видеоролик, на котором молодой человек сжигает Коран на фоне Волгоградской соборной мечети, появился в соцсетях 19 мая. На следующий день по подозрению в совершении «публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (статья 148 УК РФ), был задержан местный житель, студент социально-педагогического университета Никита Журавель. СКР сообщил, что он признался в совершении преступления и заявил, что совершил эту акцию 4 мая по указанию спецслужб Украины за вознаграждение 10 тысяч рублей. Он также сообщил, что передал видеозапись сотруднику СБУ, а также якобы занимался видеосъемкой военных объектов.
По поручению главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина дело Журавеля передали чеченскому следственному управлению. Как пояснила пресс-служба ведомства – из-за «многочисленных обращений жителей Чечни с просьбой признать их потерпевшими».
Суд избрал меру пресечения сроком два месяца, и Журавеля этапировали в Грозный. Как рассказал его адвокат, у здания СИЗО в Грозном юношу встречали сотни мужчин с плакатами, они выкрикивали проклятья в его адрес.
Министр юстиции Константин Чуйченко предложил после суда отправить молодого человека отбывать наказание в регион с преимущественно мусульманским населением. «Это будет способствовать уважению к религии и религиозным чувствам верующих в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране», — заявил он. Между тем статья об оскорблении чувств верующих не обязательно предусматривает тюремный срок, приговор может ограничиться штрафом.
16 августа Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова рассказала, что к ней поступило заявление Никиты Журавеля. Он сообщил, что во время посещения в следственном изоляторе его избил сын главы Чеченской республики Адам Кадыров. Москалькова попросила чеченского омбудсмена провести проверку, однако 25 сентября Рамзан Кадыров сам выложил видео со сценой избиения и заявил, что гордится поступком сына. Полиция республики вынесла отказ в возбуждении уголовного дела по факту избиения Журавеля, так как Адам Кадыров несовершеннолетний -- ему только 15 лет. Юный возраст, тем не менее, не помешал ему получить звание Героя Чеченской республики.
Еще в Волгограде перед заседанием суда, избравшим ему меру пресечения, Журавель попросил прощения у мусульман. В Грозном он снова извинился и сказал, что признает себя виновным в сожжении священной для верующих книги, однако вину в грубом нарушении порядка не признал.
Перед первым заседанием Рамзан Кадыров выложил видео с оскорблениями в адрес Журавеля. Он заявил, что тот сжег Коран, «желая оскорбить мусульман, стравить конфессии в России». Он также сообщил, что Журавель говорил о своем намерении изучить и, возможно, принять ислам, однако Кадыров не поверил в его искренность, поскольку его глаза «смотрят не туда». По мнению главы Чечни, Журавель провокатор и агент Службы безопасности Украины. «Он лгал и пытался юлить в других темах, снова и снова плавно переводя разговор к тому, что в будущем, возможно, захочет стать мусульманином. Отсутствие твердости и определенности в намерении, неуверенность, попытки уйти от прямых ответов выдали в нем настоящего шайтана»,— сказал Рамзан Кадыров.
Потерпевшими по делу проходят 13 имамов чеченских мечетей, однако на первое заседание никто из них не явился.