Президент Украины Владимир Зеленский в вечернем обращении анонсировал введение санкций в отношении правительства Грузии. Это станет юридическим ответом на действия грузинских властей по разгону акций протеста. По мнению украинского лидера, «власть в Грузии толкает страну на очевидную зависимость от России».
24 декабря 2001 года
***
В ночь на 24 декабря с.Чечен-Аул было заблокировано российскими военными. Утром там началась «зачистка», в которой участвовало большое количество военнослужащих и военной техники (номера на машинах были замазаны грязью). Командовавший спецоперацией генерал Николай Богдановский обратился в администрацию села с предложением, чтобы в каждое из 14 подразделений, которые имеются в составе его формирования, на один из БТРов посадили кого-то из молодых людей для наблюдения за ходом проведения операции. В свою очередь, глава администрации вместо молодых мужчин предложил стариков из совета старейшин. Генерал согласился с этим предложением. Сотрудники местной милиции не только не были допущены к контролю за проведением спецоперации, но некоторые из них даже подверглись необоснованному задержанию. Старейшины действительно имели возможность наблюдать за всем происходящим, но не могли повлиять на ход операции, в частности воспрепятствовать задержаниям и избиению.
При осуществлении этой спецоперации в населенном пункте не присутствовали представители прокуратуры; должностные лица, руководившие «зачисткой», не взаимодействовали с главой местной администрации, игнорировались приказ и.о. командующего ОГВ(с) № 145 и приказ Генерального прокурора РФ № 46 о порядке проведения подобных операций.
Во время «зачистки» военные занимались грабежом. Забирали все, что хотели, – от видеотехники до кухонной утвари и продуктов. Пострадала и школа № 2: солдаты взломали входную дверь, двери кабинетов, забрали подарки, приготовленные для детей на Новый год.
В доме, где жил умственно неполноценный человек, военные, увидев много грязной посуды, стали его бить, пытаясь узнать, кто у него был.
В ходе «зачистки» были задержаны не менее ста человек, которых отвезли за околицу в поле, где располагался штаб операции.
Многим жителям, впрочем, удавалось откупиться от военных. Но в одни и те же дома последовательно входили несколько групп проверяющих, согласования между ними, очевидно, не было, и поэтому нередко мужчин, которых уже «проверили», забирала другая группа. Одного молодого человека забрали из дома, продержали до вечера и отпустили. На следующий день он пошел на похороны родственника, где военные вновь попытались его задержать, но мать откупилась от них за 2000 руб. Через некоторое время третья группа военнослужащих обратила внимание на этого молодого человека, и он был-таки задержан.
25 декабря около пятидесяти задержанных увезли на территорию бывшей птицефермы возле с.Старые Атаги (в котором на следующий день также началась «зачистка»). Туда был доставлен и сельский мулла. Его, как и других людей, без всяких оснований продержали на птичнике почти двое суток. Ночь они провели на улице при минусовой температуре.
Трое из задержанных в ходе «зачистки» не были отпущены со всеми. Это: Умалт Аюбович Абаев, 1978 г.р., Салех Амалханович Астамиров и Рамзан Сайд-Хасанович Расаев, 1965 г.р. Их судьба сложилась по-разному.
1. Умалт Абаев постоянно проживал в г.Хасавюрт. Он приехал в Чечен-Аул на похороны дяди незадолго перед «зачисткой» и остановился у матери Таус Мусаевой (ул.Партизанская, 29). Имел на руках подтверждающий документ, выданный в местной администрации. Тем не менее его увезли на птичник у с.Старые Атаги, а оттуда переправили в ИВС при ВОВД Грозненского р-на в ст.Горячеводская. Освободили через десять дней, вручив справку, в которой говорилось, что он «ни в чем не подозревается» и «за ним ничего не числится».
Повторно его задержали 24 октября 2002 г. Вместе с несколькими другими жителями Чечен-Аула и находившимися в гостях уроженцами других населенных пунктов Умалта Абаева увезли в неизвестном направлении и после пыток убили. 7 ноября того же года трупы пяти из задержанных были обнаружены около с.Брагуны. Сотрудники РОВД Грозненского р-на привезли их в Чечен-Аул и, выгрузив на местном кладбище, оповестили о случившемся местных жителей. Похороны Умалта Абаева состоялись 9 ноября 2002 г. Вместе с ним были убиты: Ислам Ярагиевич Умаров, 1975 г.р., Магомед Вахитович Шахгириев, 1980 г.р., Адлан Зубхаджиев и Али Баудинович Магомадов, 1966 г.р.
По факту похищения Умалта Абаева родственники обратились в прокуратуру, и 26 января 2002 г. было возбуждено уголовное дело № 56014, которое приостановили по стандартной формулировке 26 марта 2002 г. Впоследствии родственники обратились в Европейский суд по правам человека.
2. Рамзан Расаев проживал в селе по адресу: ул.Калинина, 21. Он был задержан 25 декабря около 13 часов. О том, как это произошло, рассказывает его сноха Хава Расаева: «Рамзан заходил в дом с улицы, когда, видимо, его окликнули военнослужащие, шедшие по ней. Не услышав их окрика (на одно ухо он был глуховат), Рамзан зашел в дом. Вслед за ним, спустя несколько минут, ворвались военные вместе с овчаркой, спрашивая человека, скрывшегося от них. Когда мы стали объяснять, что Рамзану незачем скрываться, что он глуховат, военнослужащие, не слушая нас, задержали его. Били по ногам прикладом автомата, затем увезли на временный фильтрационный пункт. Но потом мы узнали, что его даже не зарегистрировали там».
Местонахождение Рамзана Расаева не удалось установить и после окончания «зачистки». Известно только, что его похитили военные (без масок), передвигавшиеся на БГРах и УАЗах без номеров. Этническая принадлежность похитителей – русские. После «исчезновения» Расаева его родственники обращались в ОВД и ФСБ, к секретарю совета безопасности ЧР, военному прокурору в/ч 20102, Генпрокурору РФ, прокурору Грозненского р-на, во множество других инстанций. Единственным результатом стало начало расследования похищения. 26 января 2002 г. было возбуждено уголовное дело N° 56014. Вместе с Рамзаном Расаевым по нему в качестве потерпевшего проходил и Умалт Абаев. Через два месяца уголовное дело приостановили. Родственники Расаева обратились в суд, жалуясь на бездействие прокуратуры, но это никак не сказалось на расследовании и установлении дальнейшей судьбы Рамзана Расаева. Поняв, насколько бесперспективно искать справедливость через российскую судебно-следственную систему, родственники Рамзана Расаева направили жалобу в ЕСПЧ. 2 октября 2008 г. суд по делу «Расаева и Чанкаева против России» вынес решение в пользу заявителей и обязал выплатить им 35 000 евро в порядке возмещения морального вреда.
3. Салеха Астамирова, больного открытой формой туберкулеза, военные забрали прямо из постели в его доме (ул.Партизанская, 12). Все произошло на глазах у его матери. Часть похитителей были в масках, документы не предъявляли. Они прибыли на БТРах и «Уралах» с замазанными номерами. Говорили только по-русски. Они оскорбляли и избивали Салеха Астамирова.
Это не первое его задержание. Во время первой войны в 1995 г. он долгое время содержался в фильтрационном пункте, оборудованном военными в Грозном на территории ПАП-1. Там ему сломали ребра и отбили почки. Издевательства продолжились и в этот раз: несмотря на болезнь, его полураздетого двое суток держали на морозе. Надеясь на быструю смерть, Салех Астамиров ругался. Но его не убили, а переправили в ИВС ВОВД Грозненского р-на и через две недели освободили с резко ухудшившимся здоровьем.
26 декабря российские военные покинули Чечен-Аул и ушли в сторону с.Старые Атаги. На «прощание» некоторые из участников операции кричали местным жителям: «Новый год встречать будем вместе!». Те, у кого такая возможность имелась, отправили на всякий случай мужчин и юношей в Ингушетию.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.