Взрыв гранаты, обстрел дома и «зачистка» ЧГУ в Грозном, ограбление в Автурах, похищение и убийство жителя Танги-Чу

11 ноября 2001 года 

***
11 ноября В 19.15 в г.Грозном на ул.Беслановская во двор дома, в котором проживали Галина Гончар и ее сын Борис, была брошена граната. Сразу после взрыва туда зашли три или четыре человека. Они осветили окна фонариком, а потом открыли по дому огонь из автоматов. Никто из жильцов не пострадал. Более того, Галине Гончар удалось разглядеть одного из нападавших. По ее словам, он ранее уже покушался на нее с сыном. 9 ноября к ней во двор уже забрасывали гранату. Последовавший взрыв не нанес большого вреда домовладению. Тогда хозяйке удалось заметить за забором высокого мужчину в кожаной куртке и вязаной шапочке.

12 ноября Галина Гончар сообщила о происшедшем в оба отдела внутренних дел – постоянный и временный – Октябрьского р-на. Приехавшие сотрудники милиции осмотрели место преступления, составили акт осмотра и, по их же словам, завели уголовное дело. Но у пострадавшей не было никакой уверенности в том, что даже после того, как правоохранительные органы займутся случившимся по-настоящему, жизнь и здоровье ее самой и сына будут в безопасности. Она приняла решение уехать из Грозного.

 

12 ноября 2001 года

***
Ушел из дома и не вернулся Али Махмаевич Султаев, 1977 г.р. Он проживал по адресу: с.Майртуп, ул.Нурадилова, 82. По словам его сестры Хавы Султаевой, брат не участвовал в боевых действиях. Родственники занимались его поисками, но ничего узнать не смогли. По состоянию на начало 2008 г. он считался пропавшим без вести. Более поздней информацией ПЦ «Мемориал» не обладает. 

Особые приметы Али Султаева: рост 180 см, вес 85 кг, волосы темные, глаза карие. У него была сломана переносица, а на верхних передних зубах были коронки из желтого металла. Из дома вышел в синих спортивных брюках с тремя продольными полосами, черной болоньевой куртке и белых кроссовках.


***
В 12.10 в г.Грозном здание Чеченского государственного университета оцепили российские военные в масках. Среди них были сотрудники ГРУ из чеченцев (вероятно, из подразделения, возглавляемого Саид-Магомедом Какиевым). Приехали они на нескольких БТРах.

Ворвавшись в аудитории, военные стали выводить студентов в коридор, ставить вдоль стены, проверять документы и обыскивать. Свои действия сопровождали нецензурной бранью и оскорблениями, задевающими как личное достоинство, так и национальные и религиозные чувства учащихся и преподавателей. На просьбу последних объяснить причину происходящего они тоже ответили руганью. К примеру, оскорбили декана юридического факультета Довтаева, пытавшегося помешать незаконному задержанию сына. А декан финансово-экономического факультета М.Аздарбиев был ими даже избит. При обыске помещений и досмотре личных вещей военные вели себя бесцеремонно и грубо. У одной из студенток порвали сумку. Многие девушки находились в состоянии, близком к истерике.

«Зачистка» университета продолжалась несколько часов. После ее завершения военными увезены следующие учащиеся: 

1. Висхан Зухайраев, 1982 г.р., слушатель подготовительного отделения исторического факультета; 
2. Ахмед Тахаев, студент университета; 
3. Аслан Асхабов, 1985 г.р., студент нефтяного техникума; 
4. Тимур Тудаев, 1982 г.р., студент первого курса исторического факультета; 
5. Хамзат Хасуханов, 1982 гр., слушатель подготовительного отделения исторического факультета; 
6. Хусейн Шитаев, 1981 гр., слушатель подготовительного отделения финансово-экономического факультета.

Всех шестерых увезли на БТРах в неизвестном направлении. Их местонахождение не удалось установить и на следующий день, 13 ноября. И тогда студенты университета, поставив в известность преподавателей, направились к бывшей автобазе, где располагаются правительство Чечни, прокуратура, военная комендатура и ВОВД Ленинского р-на столицы республики. Они перегородили живой цепью въезд на территорию правительственного комплекса и потребовали освободить задержанных, в том числе и задержанного двумя днями ранее Шамиля Исакова. В акции участвовали до 500 студентов. 

Военные, среди которых были замечены и чеченцы, попытались прорвать цепь. Делали они это, угрожая и оскорбляя собравшихся. Но не только. Кто-то из военных ударил девушку. За нее вступился однокурсник, завязалась драка. Вскоре был открыт и беспорядочный огонь из автоматов, в результате был ранен сотрудник прокуратуры. 

В разгар всех этих событий к месту проведения студентами акции протеста прибыл проректор университета Лема Турпалов. Его вместе с двумя студентками пропустили в здание прокуратуры, где состоялась встреча с прокурором Чечни Всеволодом Черновым и командиром ОМОНа ЧР Мусой Газимагомадовым. В ходе встречи прокурор согласился, что задержания в здании университета были противозаконными. Он обещал, что лично отправится в Ханкалу, где, по его сведениям, находятся увезенные студенты. Вместе с ним согласился туда поехать и командир ОМОНа, сказавший, что без молодых людей не вернется. 

Однако митингующие не расходились. Они заявили, что покинут территорию перед правительственным комплексом только тогда, когда убедятся, что их требования удовлетворены. 

Около 15 часов к месту проведения акции вместе с отцом подошел один из задержанных, Тимур Тудаев. Он сообщил, что больше суток вместе с другими студентами провел на российской военной базе в Ханкале. Держали их в БТРе с завязанными руками. Затем его и другого студента вывезли на автодорогу Грозный-Аргун и там отпустили.

Ближе к вечеру к протестующим студентам вышел заместитель прокурора республики Александр Никитин и сказал, что по факту незаконного задержания студентов (ст.127 УК РФ) ими якобы возбуждено уголовное дело и виновные будут наказаны. О результатах проведенного расследования, сказал он дальше, сообщат в университет. Предупредив, что если кого-то из задержанных не отпустят, то акция продолжится на следующий день, студенты разошлись по домам.

Утром 14 ноября стало известно, что студенты Ахмед Тахаев и Шамиль Исаков не вернулись домой. Собравшись снова, студенты, держа в руках транспаранты «Руки прочь от университета», «Прекратите беспредел», «Верните задержанных», прошли маршем от университета до здания прокуратуры. Сразу же после этого отпустили сильно избитого Ахмеда Тахаева.

По поводу Шамиля Исакова сотрудники прокуратуры заявили, что против него возбуждено уголовное дело. Сообщили о месте его нахождения – ИВС при Ленинском ВОВД – и обещали допустить к нему родителей и адвоката.

В ходе «зачистки» университета были избиты и унижены сотни людей, на три дня сорван учебный процесс, и все это, как выяснилось в итоге, не имело никакого смысла – задержанные студенты ни в чем не были виноваты. Военные, принимавшие участие в «зачистке», грубо нарушили приказ Генерального прокурора РФ В.Устинова (от 27 июля 2001 г.), в котором подчеркивалось, что на операциях подобного рода обязательно должны присутствовать представители гражданской власти и сотрудники постоянного – чеченского – отдела милиции. Военный комендант Ленинского р-на г.Грозного в состоявшейся 13 ноября беседе с сотрудником ПЦ «Мемориал» утверждал, что во время описываемых событий в университете находились работники прокуратуры. Но он так и не смог назвать их фамилий. 

Со дня возобновления работы Чеченского государственного университета оставалось в зоне повышенного внимания российских силовых структур. Здесь происходили «зачистки», его территория подвергалась обстрелам, в том числе и закончившимся гибелью студентов. Так, 5 ноября 2000 г. университет и прилегающую к нему территорию сначала обстреляли из гранатометов и стрелкового оружия, а затем подвергли удару и из минометов. Из зоны огня студенты выбирались ползком. К более тяжким последствиям привел обстрел зданий университета и находящегося рядом с ним педагогического института 20 декабря 2000 г. Пять студентов, в том числе три девушки, были убиты. 18 апреля 2001 г. военные предприняли попытку похитить четырех студентов – трех молодых людей и девушку. Общими усилиями преподавательскому составу и выбежавшим из здания учащимся удалось их отбить. Через два дня – 20 апреля 2001 г. вечером – у главного корпуса ЧГУ военные из засады расстреляли автомашину, в которой находились три студента, а затем подожгли ее. Все трое сгорели. 18 мая 2001 г. в ходе «зачистки» университета были захвачены семь учащихся. Двоих из них удалось отстоять, пятеро были увезены в неизвестном направлении. Два дня подряд после этого в Грозном проходили мощные акции протестов студентов городских вузов. Как минимум четверо из похищенных были отпущены. 1 июня 2001 г. по дороге на занятия недалеко от блокпоста на пересечении улиц Первомайская и Маяковского были обстреляны и получили ранения четыре студентки. Одной из них оторвало обе ноги, и она вскоре умерла. А 29 июня 2001 г. военные преднамеренно обстреляли из гранатометов само здание университета, где в это время в аудиториях находилось большое число учащихся и преподавателей.

Насилие над учащимися ЧГУ, как, впрочем, и других учебных заведений Грозного, не ограничивалось приведенными примерами. Студентов захватывали и убивали по дороге на занятия, по месту постоянного проживания, в различных районах города и республики. И потому происходящее нельзя считать просто совпадением разных по характеру событий. Насилие над чеченской учащейся молодежью в какой-то степени можно объяснить событиями в первых числах сентября 2000 г. Сотрудники ФСБ РФ неожиданно окружили административный корпус университета, обыскали его и увезли в девяти мешках документы студентов, поступивших на льготных условиях после первой (1994-1996 гг.) войны. Это были дети тех людей, чьи родители либо воевали, либо участвовали в антироссийских и антивоенных общественно-политических движениях и организациях. Другими словами, спецслужбы получили «компромат» не на тех, кто оказывал сопротивление российской власти, а на тех, кто, по их мнению, мог пойти по этому же пути. И хотя большинство «льготников» не рискнули вернуться к учебе, «зачистки» и неожиданные облавы в университете после изъятия документов стали частым явлением. Косвенно на связь этих событий между собой указывает и убийство неизвестными инспектора отдела кадров ЧГУ Любови Нецветовой. По одной из версий, именно она передала сотрудникам ФСБ РФ списки студентов-льготников. 

***
Дети, игравшие возле высохших прудов совхоза «Родина», обнаружили захоронение. Местный участковый сообщил о находке своему начальству, после чего были организованы раскопки. Яма, из которой извлекли останки трех человек – двух мужчин и одной женщины, – оказалась заминированной. Сами же трупы находились в сильной стадии разложения. Обнаруженные в яме люди умерли насильственной смертью. Кисти рук всех трех погибших сзади были перетянуты проволокой. На одном черепе имелось отверстие от огнестрельного ранения, возможно, контрольного выстрела. Совхоз «Родина» находится рядом с аэропортом им. «Шейха Мансура» («Северный»). Практически с первых месяцев второй войны на его территории находилось командование подразделений ВВ МВД РФ. 

***
В 2 часа ночи в с.Автуры во двор Маймунт Ибрагимовой, 1935 г.р., проживающей на ул.Центральная, заехал БТР, выбив железные ворота. В открывшийся проход сразу ринулись сотрудники неустановленной российской силовой структуры. Всего – до 30 человек. Все были в камуфляжной форме, многие в масках. В это время, кроме хозяйки, в доме находились: ее дочь Мата Садуллаева; муж дочери Ваха-Хаджи Каталов; ее сын – инвалид Муса Садуллаев с женой Тоитой и пятью малолетними детьми. Старшему из них исполнилось только 12 лет.

Ворвавшиеся в жилые помещения вооруженные люди были пьяны, вели себя развязно, матерились. Они выгнали детей во двор, пригрозив Маймунт Ибрагимовой и ее снохе, что «расчленят» их на виду у всех, если те не отдадут деньги и золото. Мату Садуллаеву грабители избили, связали, затолкали ей в рот кляп. Затем сорвали с нее золотую цепочку и вырвали серьги из ушей. Были избиты Муса Садуллаев и Ваха-Хаджи Каталов. «Силовики» переворачивали в доме мебель, раскидывали по комнатам вещи. Они украли золотые украшения и деньги, два видео- и один аудиомагнитофон, куртки, джинсы, женскую одежду и др. Загрузив награбленное на БТР и посадив туда же Мусу Садуллаева и Ваху-Хаджи Каталова, нападавшие уехали. Куда – неизвестно. Той же ночью Ваха-Хаджи Каталов был отпущен и вернулся домой. Через два-три дня был освобожден и Муса Садуллаев.

На домовладение Маймунт Ибрагимовой нападение совершено не в первый раз. Весной 2000 г. военные устроили в нем такой же погром. Правда, тогда обошлось без похищения людей. 

8 декабря 2001 г. председатель Совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов обратился с письменным заявлением (исх. № 246.01) к прокурору республики Всеволоду Чернову с просьбой разобраться в происшедшем в Автурах. Официальный запрос по тому же адресу отправлен 20 января 2002 г. (ПЦ «Мемориал» №°32/02). За пять дней до этого, 15 января, в соответствии с ч.2 ст. 126 УК РФ (похищение) прокуратура возбудила уголовное дело № 59038, но уже 15 марта 2002 г. его приостановили на основании п.3 ст.195 УПК РСФСР (в связи с невозможностью установления лиц, причастных к преступлению). 

***
В 3 часа ночи в с.Танги-Чу в дом № 40 (по другим данным, № 9) на ул.Центральная попытались проникнуть до 50 сотрудников российских силовых структур, некоторые – в масках. Они прибыли на трех БТРах (в некоторых источниках – на одном БТРе) и двух автомашинах «Урал». 

«Силовики» не смогли открыть дверь самостоятельно и начали стучать. На стук откликнулась хозяйка дома, 64-летняя Кужал Шамсудинова. Женщина спросила, кто там. После того, как ей ответили, что это из «Урус-Мартановского ВОВД», она открыла дверь. Войдя в дом, «силовики» без предъявления необходимых документов провели обыск. Ничего запретного они не нашли.

В это время в доме, кроме Кужал Шамсудиновой, находились ее муж Иса, две дочери и старший сын Сулиман. Второй сын, Бислан (в других источниках – Беслан), 1974 г.р., вместе с женой и двумя детьми спал в отдельной комнате. Военные подняли его с постели, дали одеться и вывели из дома. Проходя мимо матери, он по-чеченски успел сказать, чтобы о его задержании сообщили родственнику, работающему в правоохранительных органах. Бислан Шамсудинов был увезен без всяких объяснений. Родственникам не сказали ничего и о месте, где он будет содержаться. Сотрудники силовых структур жестко пресекли попытку матери последовать за ними: один из них пригрозил, что расстреляет ее, если она выйдет за ворота.
Утром родственники похищенного обратились в Урус-Мартановский ВОВД. Там им сообщили, что он находится в районной военной комендатуре. Обе эти структуры располагались в одном здании – бывшей школе-интернате. Там же на третьем этаже размещалось и районное отделение УФСБ РФ по ЧР. Но в комендатуре заявили, что Бислан Шамсудинов ими не задерживался. Это сообщение противоречило тому, что сказал стоявший у ворот при въезде на территорию школы-интерната военный. По его словам, Шамсудинов действительно был помещен в комендатуру.

Родственники склонны верить информации этого военного. Как рассказала Кужал Шамсудинова, когда они стояли у здания, ожидая каких-либо известий о похищенном, кто-то крикнул, зовя ее мужа по имени: «Иса, Иса!». Они посмотрели вверх и увидели, что из полузаложенного окна третьего этажа им машут рукой. В руке была зажата вязаная шапочка, похожая на шапочку ее сына. Однако лица человека разглядеть не удалось из-за большого расстояния.

Поиски Бислана Шамсудинова ни к чему не привели. Обращения в различные российские структуры власти не прояснили его судьбы. Поиски продолжались до тех пор, пока в начале мая 2002 г. на северной окраине г.Урус-Мартан в районе старой мельницы сотрудник правоохранительных органов РФ (по некоторым данным, сотрудник ФСБ) не обнаружил останки мужчины с признаками насильственной смерти. По всей видимости, он был взорван. Мустафа и Сулиман Шамсудиновы по остаткам одежды и некоторым приметам опознали в убитом своего брата и похоронили его на кладбище в с.Танги-Чу. Матери обезображенный труп они не показали, сказав, что это, мол, был другой человек. Кужал Шамсудинова долгое время считала своего сына пропавшим.

Документы о смерти Бислана Шамсудинова датированы 6 мая 2002 г. – днем обнаружения трупа в окрестности райцентра. Тело было разорвано на части. Во врачебном свидетельстве о смерти № 284 от 8 июля 2002 г. указаны причины смерти: тяжелая минно-взрывная травма, множественные огнестрельные и осколочные ранения, ожоги туловища и конечностей 3-й и 4-й степени. 

Свидетелями похищения были родственники, а осуществили его сотрудники российских силовых структур, дислоцированных в Урус-Мартане. Их этническая принадлежность – русские, говорили они тоже по-русски. 

По словам родственников, ранее (ориентировочно в мае 2001 г.) Бислан Шамсудинов был задержан российскими военными на центральном рынке Грозного. Затем его осудили как участника «незаконных вооруженных формирований» на два года. Срок отбывал в Чернокозово. Через полгода после суда он был досрочно освобожден.

После обращения родственников 10 декабря 2001 г. прокуратура возбудила уголовное дело N° 25156 по ст. 126 (похищение человека) УК РФ. Вскоре согласно п.3 ст.195 УПК РСФСР (в связи с невозможностью установить лиц, причастных к преступлению) оно было приостановлено. Обращения в суд на бездействие прокуратуры не было, жалоба в ЕСПЧ не подавалась. На конец 2006 г. расследование данного преступления ни к каким результатам не привело. Точнее, расследования не было вовсе. Занимаясь поисками Бислана Шамсудинова, его сестра побывала и в Чернокозово. Кто-то из сотрудников прокуратуры Наурского р-на сказал ей, что брата нужно требовать у заместителя командира ОМОНа ЧР Бувади Дахаева. Почему именно у него, до сих пор непонятно. Более поздней информацией ПЦ «Мемориал» не обладает.

***
Днем в Автурах убили местного жителя по имени Казбек. Он был умственно неполноценным и до этого уже побывал в руках российских военных. Тогда его отпустили после издевательств и жестоких избиений. Бояться людей с оружием, да еще и не чеченцев, у него основания имелись. Поэтому, увидев, как на улицу села заезжают российские военные, он побежал в противоположную от них сторону. Вслед раздались выстрелы. Казбек упал и через некоторое время скончался от ран.


Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.

 

 

Последние новости
В Грузии начались задержания лидеров оппозиции
Политика
В Грузии начались задержания лидеров оппозиции
5 декабря 2024

После обысков в домах лидеров оппозиционных партий Грузии задержаны 7 человек. Об этом говорится в заявлении  МВД страны. Отмечается, что им грозит до 9 лет лишения свободы по обвинению в организации и руководстве групповым насилием во время протестов. 

Кадыров заявил, что главы МВД и СК сидят «не на своих местах»
Политика
Кадыров заявил, что главы МВД и СК сидят «не на своих местах»
5 декабря 2024

Во время прямой линии в Грозном глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал руководителей Следственного комитета и МВД Александра Бастрыкина и Александра Колокольцева. По его мнению, они сидят не на своих местах.

Сын Кадырова Адам получил очередную награду
Политика
Сын Кадырова Адам получил очередную награду
5 декабря 2024
Сын главы Чечни Рамзана Кадырова – 17-летний Адам Кадыров – получил на вечное хранение и ношение орден героя Кавказской войны Байсангура Беноевского. Об этом сообщил председатель правительства Чечни Магомед Даудов.
Киев готовит «юридическую реакцию» на действия грузинских властей
Политика
Киев готовит «юридическую реакцию» на действия грузинских властей
4 декабря 2024

Президент Украины Владимир Зеленский в вечернем обращении анонсировал введение санкций в отношении правительства Грузии. Это станет юридическим ответом на действия грузинских властей по разгону акций протеста. По мнению украинского лидера, «власть в Грузии толкает страну на очевидную зависимость от России».