В Ленинский райсуд Владикавказа после составления нового обвинения прокуратура вернула на рассмотрение уголовное дело по факту гибели в отделе полиции местного жителя Владимира Цкаева.
9 февраля парламент Чечни единогласно утвердил поправки в Конституцию республики, согласно которым глава региона стал называться «мехк-да», что дословно переводится с чеченского как «отец края», однако в данном контексте употребляется в значении «отец народа». Кроме того, в Основной закон Чечни внесено дополнение, что глава является гарантом «прав и свобод человека и гражданина» в регионе и отвечает за территориальную целостность и поддержание мира и согласия.
Поправки были предложены главой парламента Чечни Магомедом Даудовым и еще 20 депутатами, поддержаны законодателями и одобрены Рамзаном Кадыровым. Однако неоднозначная реакция общественности и российских СМИ вынудила чеченских чиновников оправдываться, объясняя, что в должности «мехк-да» нет ничего нескромного, это просто национальные особенности.
Так, депутат Госдумы от республики Адам Делимханов заявил, что выражение переводится как «высшее должностное лицо». Председатель чеченского парламента Магомед Даудов перевел «мехк-да» как «ответственный за свой народ руководитель». Министр печати и информации Ахмед Дудаев сослался на то, что 2023-й объявлен в регионе годом чеченского языка, с этим и связан новый титул Кадырова. Глава миннаца предложил свой, «смысловой перевод» этого выражения -- «глава республики».
Носители чеченского языка говорят, что и «мехк», и «да» -- слова многозначные, новый титул Кадырова буквально можно перевести и как «хозяин земли». При этом историки отрицают, что в чеченском обществе когда-либо употреблялся такой титул. Более того, он противоречит народному мировоззрению, отвергавшему сословную иерархию.
Некоторые политологи считают, что появление такого титула – еще одно свидетельство попыток закрепить единоличное правление и создать в республике культ личности, хотя речь идет скорее о культе целой семьи, а это уже монархические притязания. Мать Кадырова Аймани, президент фонда имени Ахмата Кадырова, в честь которой названа мечеть в Аргуне, уже давно именуется «мехк-нана» («мать народа», «мать края», «мать земли») на официальном уровне.