Рамиз Мехтиев, экс-глава Администрации президента Азербайджана, помещен под домашний арест на 4 месяца. Он обвиняется в попытке захвата государственной власти, госизмене и легализации имущества, приобретенного преступным путем.

6 июля 2001 г.
***
К голодовке, начатой вынужденным переселенцем из Чечни Махмудом Абдулшаидовым и приобретшей затем массовый характер, присоединился главный редактор всероссийского журнала региональных правозащитных организаций «Защита прав и свобод человека» Александр Михайлович Любославский. В Ингушетию он прибыл 3 июля и в тот же день отправился в лагеря беженцев, расположенные на окраине ст.Орджоникидзевская. В беседе с сотрудником ПЦ «Мемориал» он рассказал о мотивах, которые повлияли на принятие им такого решения:
«Я разделяю все лозунги голодающих. И приехал сюда в знак солидарности с людьми, которые требуют для себя мира, и в знак протеста против клеветы, которая возводится на голодающих со стороны государственных структур Российской Федерации. Заявления и высказывания официальных лиц о том, что им за это платят, являются провокацией против справедливости, против правды. Это стихийный протест людей, доведенных до отчаяния от безысходности. Тот факт, что государство игнорирует и охаивает голодающих, свидетельствует о безнравственности нынешней власти. Государственные чиновники высокого ранга окружили ложью все, что происходит в Чечне. Я видел, как 4 и 5 июля сюда хлынули новые беженцы после очередной «зачистки» в Серноводске и в Ассиновской . Это не «зачистки», это карательные операции против всего населения, без разделения на виновных и невиновных, где даже младенец квалифицируется как преступник. В этих условиях правительство России и «новая» администрация Чечни решили вернуть всех беженцев в республику. Это опасная затея. Чечня уже сейчас находится за «железным занавесом». Журналисты и наблюдатели не могут работать там свободно. Их военные для формы провозят по республике и показывают только то, что хотят, и только так, как они хотят.
Сейчас идет процесс выдавливания и заманивания беженцев обратно. Им обещают заплатить компенсации, но люди, вернувшиеся обратно, могут заплатить своими жизнями.
Беженцы, которые вышли и выходят из республики, являются источниками фактической информации. Если беженцев удастся «загнать» обратно, кольцо информационной блокады замкнется. Мир будет знать о том, что происходит в Чечне, только то, что будет сообщать официальная пропагандистская пресса.
А официальная пресса возводит на голодающих клевету. Голодовка объявлена с требованием мира. У людей отняли мир. Единственный реальный способ найти путь к миру – это переговоры с Асланом Масхадовым, прекратить военные действия и ввести одновременно с этим миротворческие войска ООН. А дальше уже переговоры о политических вопросах, заниматься восстановлением республики, и, возможно, провести выборы.
Путин не желает принимать демократические принципы строительства взаимоотношений с народами и гражданами своего государства. Он идет по пути, которым до него шли коммунисты. Они хотят сделать из России милитаристское государство, хотя есть другая, более привлекательная, альтернатива: покончить с войнами, жить в мире со всеми и вести миротворческую деятельность. Мы хотим, чтобы Россия развивалась как правовое государство, и чтобы люди, которые начали войну, прошли через международный суд. Только таким образом можно покончить с войной. Общество должно вкладывать свои силы не в войну, а в мать и ребенка, и тогда поколения можно будет формировать на основе других ценностей.
Вырастут новые поколения, более культурные, более нравственные, чем современное. И тогда не придется держать столько милиции и армии, чтобы укрощать свой народ».
С 14 по 24 июня голодали более 230 беженцев. В разное время десять из них были госпитализированы с диагнозом «истощение». Поместили в Сунженскую районную больницу РИ и трех детей в возрасте от 10 до 16 лет, не принимавших пищу в течение двух недель. Вечером 24 июня руководители общественных организаций «Общество российско-чеченской дружбы», «Синтар», Чеченский Комитет национального спасения при участии имамов мечетей палаточных лагерей «Сацита» и «Спутник» провели митинг в поддержку требований голодающих. Вместе с тем, представители общественных организаций и духовенства призвали прекратить акцию. В первую очередь они обратились к детям, объясняя, что их участие в ней не соответствует канонам ислама.
В итоге 200 беженцев вышли из голодовки. Отказывались принимать пищу 33 человека, позднее к ним присоединились еще несколько. К моменту приезда Александра Любославского в акции участвовали 39 человек. Среди них и парализованная беженка из лагеря «Сацита» Малика Эзиева, инвалид 1-й группы. В декабре 1999 г. в Старопромысловском р-не г.Грозного она была ранена в спину выстрелом со стороны российского блокпоста.
Продолжали голодовку и две учительницы: Жовзан Газатмирзаева не принимала пищу уже 19 дней, Элита Абдулшаидова – 16. Обе утверждали, что их решение осознанное и они не могут равнодушно наблюдать за тем, как изо дня в день гибнут люди, как остаются сиротами дети и целенаправленно разрушается некогда цветущая республика. «Это геноцид, мы требуем прекратить его», – говорили они прибывшим к месту голодовки немногочисленным журналистам.
***
Сотрудниками российской комендатуры был задержан, а потом исчез, житель с.Дышне-Ведено Сайд-Али Сайд-Ахмедович Оздиев, 1956 г.р. С пришедшими в гости тремя родственниками он находился в своем доме на ул.Дениева, когда местность вокруг была оцеплена прибывшими на нескольких БТРах военными. Они стали задерживать людей. Сайд-Али Оздиев попытался скрыться через сад, но был обнаружен. Вместе с ним в комендатуру увезли и родственников. На следующий день всех, кроме него, освободили.
По факту похищения прокуратура района возбудила уголовное дело №73014 (ст.126 ч.2 УК РФ). Случилось это 26 февраля 2002 г., а уже через два месяца, 26 апреля, дело было приостановлено «в связи с невозможностью обнаружения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (ст.195 п.3 УПК РСФСР).
***
Прокуратура Ножай-Юртовского р-на возбудила уголовное дело №35069 по факту похищения (ст.126 ч.1 УК РФ) неизвестными вооруженными людьми жителя с.Ишхой-Юрт С.С.Улбиева, 1958 г.р. Произошло это 29 июня 2001 г. Впоследствии он якобы был передан командированным в республику сотрудникам ОМОН Оренбургской области. Через два месяца – 6 сентября – уголовное дело было приостановлено «в связи с невозможностью обнаружения лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых» (ст.195 п.3 УПК РСФСР). Дальнейшая судьба С.Улбиева ПЦ «Мемориал» неизвестна.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.