Ночной минометный обстрел, массовые убийства, избиения и другие злодеяния в Аргуне; похищение жителя Грозного и «выбивание» признания вины пытками

9 ноября 2001 года 

***
В ночь на 9 ноября в г.Аргун в районе улиц Новая и Железнодорожная слышалась автоматная стрельба. Местные жители не обратили особого внимания на звуки выстрелов, так как после наступления сумерек подобное происходит часто, но развернувшиеся далее события привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Около полуночи на этих улицах появилось несколько грузовых автомобилей с российскими военными (местные жители утверждают, что не менее 200 человек). Вскоре военные уехали, но через какое-то время возле маленького саманного дома на ул.Железнодорожная началась интенсивная стрельба из автоматов. Гильзы отстрелянных патронов через окно залетали в комнату, где в это время спали молодая женщина с тремя малолетними детьми и ее муж (их фамилии и имена, а также точный адрес не называются в целях безопасности потерпевших). Дети от страха сбились в угол комнаты, и мать забросала их матрасами. И не напрасно. Через короткое время 15 российских военных расстреляли фонарь у ворот и, выбив дверь, забежали в комнату. Они приставили к боку хозяина дома пистолет и стали угрожать расстрелом. При этом утверждали, что убили на улице двух человек, а третьего, еще живого, бросили в коридоре. 

Женщина стала умолять сохранить жизнь мужу. Общаясь между собой, военные называли друг друга по именам и по фамилиям. Одна из них была мусульманской. Женщина обратилась к тому, которого остальные называли Курбановым, и, взывая к его религиозным чувствам, попросила вступиться за мужа. Признавшись, что он башкир, тот заступился. После этого военные отступились от хозяина дома. Женщина считает, что ее семья обязана жизнью именно Курбанову.


Но военные не разрешали увести из дома детей, не позволяли сводить их в туалет, и они терпели до утра. Сами же справлялись прямо в комнатах. 

Оставив хозяина дома, они принялись за молодого человека, которого притащили с собой. По-видимому, он был уже сильно избит: в коридоре, где он находился непродолжительное время, осталась большая лужа крови. Его вытащили во двор и снова стали избивать. Женщина слышала возгласы и крики военных, одну из фраз запомнила особенно хорошо. Обращаясь к молодому человеку, которого избивали, они кричали: «Мы из тебя ремней наделаем!». А затем, вволю поиздевавшись, произвели в него три выстрела и бросили умирать во дворе.

Затем вернулись в дом. Ходили по комнатам, не обращая внимания на хозяев. Все вещи в доме перевернули и раскидали. Несколько раз наступили на малышей, у одного из которых была сломана нога. Российские военные забаррикадировали все окна в доме, а потом снова вышли во двор и вырыли там окопы. В это время, как и позже, никто в их сторону не стрелял и попыток нападения на дом не совершал. 

Закончив приготовления, военные открыли стрельбу в разных направлениях. С кем они вели бой, неизвестно. При осмотре дома на следующее утро после описываемых событий на его стенах не было никаких пулевых отверстий, но остались отметины от разрывов минометных снарядов. Дело в том, что через полчаса после начала стрельбы военные по рации запросили помощь, утверждая, что ведут бой в окружении и уже понесли большие потери. Как поняла женщина, они требовали открыть артиллерийский огонь по тому квадрату, где они теперь находились. Через непродолжительное время начался минометный обстрел ул.Железнодорожная и прилегающих к ней жилых кварталов Аргуна. Когда одна из мин попала в дом, в котором укрывались люди, военные по рации потребовали перенести огонь. Но снаряды все равно продолжали рваться во дворе и вокруг дома, задевая осколками военных: некоторые получили легкие ранения. Они стали колоть друг другу промедол, оставив после себя несколько использованных шприцев. Один из военных попытался укрыться от осколков под стоявшим во дворе КамАЗом. Но рядом с автомобилем разорвался снаряд, осколки пробили колеса, и машина, осев на землю, придавила военного.

Обозленные гибелью товарища, военные подошли к замученному ими человеку и обнаружили, что тот все еще жив. Подняв с земли, они потащили его к воротам и там, несмотря на мольбы женщины, выстрелили в ухо. Утром на этом месте женщина обнаружила вилки, которые военные вынесли на ее глазах из дома. На их зубцах имелись следы крови. Выяснилось также, что фаланги пальцев у замученного российскими военными молодого мужчины были отрезаны. На убитом были спортивные брюки, на ногах остроносые галоши.

Военные покинули дом на ул.Железнодорожная только утром. Все это время они измывались над проживающей в нем женщиной и ее семьей. После их ухода в комнатах осталось большое количество стреляных гильз, использованных шприцев и самодельный нож.

В этом доме военные, по-видимому, находились в секрете. По свидетельствам местных жителей, в ту ночь в городе их было выставлено, как минимум, два. На такой же секрет в пер.Степной наткнулся местный житель Вадуев. Он шел к соседям, когда его остановили военные. Его избивали всю ночь и отпустили только под утро. Вероятно, в определенные места военных развозили в тех самых грузовых автомобилях, которые заметили местные жители на улицах Новая и Железнодорожная. Как потом пытались объяснить сотрудники комендатуры, все это было следствием случившегося «обстрела российского блокпоста на мосту на выезде из Аргуна в сторону Грозного». Его якобы совершили неизвестные, уехавшие на белой автомашине «Жигули». По версии военных, это произошло 8 ноября в 16 часов.
На ул.Железножорожная в руки военных попали сразу три человека: Темирсултанов (ул.Шерипова), Муса Дамаев, около 27 лет (ул.Заводская) и Сайдбек Муцуров, около 25 лет (ул.Шерипова). Один или двое из них были на велосипедах. Все трое были убиты. По словам родственников, в ту ночь Сайдбек Муцуров ходил отдавать долг. Именно он и был убит после пыток во дворе саманного дома. 9 ноября в 6.30 на его поиски вышел старший брат, 27-летний Саламбек Муцуров. На ул.Железнодорожная он обнаружил носки пропавшего и, зайдя в ближайший двор, увидел труп. Российские военные тут же убили и его самого.

Жители соседних улиц ничего не знали о том, что происходит в саманном доме и вокруг него. Они спокойно легли спать и были разбужены в третьем часу ночи, когда на их улицах и во дворах стали рваться мины и снаряды. Обстрел улиц Луговая, Пушкина, Степная, Новая и Железнодорожная продолжался почти беспрерывно до 7 часов утра. Первыми же взрывами были разрушены дома Чалаевых и Харумовых, расположенные на ул.Пушкина и примыкающие друг к другу. Находившиеся в них люди выбежали во двор, а затем, когда стали разрываться мины (к счастью, не задев их осколками), бросились в подвал. От последующих ударов снарядов и мин стены и потолки этих домов обрушились, завалив выход из подвального помещения. В одном из дворов загорелся стог сена. Когда удары артиллерии на время прекратились, соседи Чалаевых и Харумовых, обманувшись наступившей тишиной, бросились им на выручку. Они быстро затушили огонь, а затем стали разгребать завалы, но через несколько минут мины стали падать в непосредственной близости от них. Осколками разрывающихся снарядов были убиты шесть человек, еще тринадцать – ранены. Отвезти раненых в больницу под обстрелом не удалось. Утром при осмотре места гибели людей выяснилось, что на небольшом участке двора разорвалось несколько десятков мин (очевидцы говорили о 185 снарядах и минах, выпущенных по этому кварталу). Только неразорвавшихся было найдено 14.

В ту ночь в результате артиллерийско-минометного огня в Аргуне получили повреждения, в том числе и серьезные, около 70 жилых строений. В их числе дома, принадлежащие уже упоминавшимся Чалаевым и Харумовым, а также Уциевым (ул.Пушкина, 59), Баштыговым (ул.Степная, 59), Герасиевым (ул.Степная, 68), Джабраиловым (ул.Степная, 47), Шамилевым (ул.Степная) и Хамзатовым (ул.Железнодорожная). Два последних домовладения разрушены полностью.
ПЦ «Мемориал» неизвестно точное число погибших. Возможно, их больше, чем те десять человек, о которых имеется подтвержденная информация. Жители Аргуна говорят о не менее двух десятков убитых.

Наутро выяснилось, что некоторым из пострадавших можно оказать помощь только в больницах Махачкалы. Родственники этих людей потребовали от военного коменданта Аргуна выдать справки, в которых было бы указано, что ранения получены людьми в своих домах в ходе обстрела населенного пункта, опасаясь, что без таких документов провезти раненых через блокпосты будет затруднительно. Но комендант отказался это сделать. В справках, которые он все же подписал, значилось только, что раненые не являются боевиками. 

Список погибших при тушении пожара:
1. Асет Хамсуева (Хамцуева), 1955 гр. (ул.Пушкина, 53), акушерка, мать четверых детей; 
2. Абдулла Алиев, 1975 г.р. (ул.Пушкина, 52), осталась беременная жена, а его сноха, вдова с тремя детьми, была ранена и помещена в больницу № 9 Грозного; 
3. Зара Бичигова, 1970 г.р. (ул.Пушкина, 54), повар;
4. Ровзан Тимиева, 1956 г.р. (ул.Карла Маркса), мать шестерых детей, из которых пятеро несовершеннолетние. Ранены осколками ее старшая дочь Дагман и ее муж Нурид Ахмадов; 
5. Ислам Юсупов, 1977 г.р.; 
6. Яхья Масхудов, 1978 г.р. (ул.Мира), его старший брат, Сайпуди Масхудов, 1960 г.р., вечером 28 сентября 2001 г. был задержан на блокпосту в центре Аргуна и убит. На следующий день его труп обнаружили в здании военной комендатуры города. 

Утром 9 ноября районы, наиболее сильно пострадавшие в результате ночного обстрела, подверглись «зачистке». Сотрудники российских силовых структур задержали 13 человек, десять из которых проживали на ул.Новая. На следующий день, 10 ноября, к 17 часам десять человек сумели вернуться домой. По другим источникам, отпущены все задержанные. В месте, где эти люди содержались (скорее всего, это было городское управление ФСБ), их всех подвергли избиениям и пыткам, в том числе и электротоком.

11 ноября в аргунскую городскую больницу прибыли военные и попытались увезти раненого при обстреле человека. Когда родственники показали принадлежащее ему свидетельство об инвалидности, его оставили в покое. Но из больницы военные увезли другого человека, Мусу, примерно 22 лет, жителя городского поселка (возможно, т.н. индийского). Ни фамилию этого человека, ни о точном месте его проживания, ни о том, что с ним случилось дальше, ПЦ «Мемориал» не знает. Известно только, что на следующую после обстрела ночь его ранили из снайперской винтовки.

9 ноября около 14 часов жители г.Аргун организовали акцию протеста на развилке дорог в центре города. Туда же были вынесены трупы убитых людей. 10 ноября акция была продолжена. Но представители военной комендатуры, гражданской власти города и республики не сочли нужным прийти и объясниться с людьми. Во время этой акции были составлены два заявления, под которыми подписались сотни жителей Аргуна. Заявления вместе с подписями в отсканированном виде имеются в ПЦ «Мемориал». В первом из этих заявлений, адресованном военному коменданту города, в частности, говорилось: 

«Мы, нижеподписавшиеся жители города Аргун, доводим до вашего сведения о злодеяниях, совершенных в городе Аргун в ночь с 8 на 9 ноября 2001 года массовых убийствах. В результате минометного обстрела имеются многочисленные разрушения и жертвы среди мирного населения. В средствах массовой информации идет очередная дезинформация. Как всегда, сообщается об уничтожении боевиков, а о жертвах среди мирного населения умалчивают...»
Под текстом этого заявления перечислены фамилии и имена убитых людей и стоят подписи жителей города. Во втором заявлении, адресованном все тому же военному коменданту города и работникам прокуратуры, были заявлены и требования:

«Мы, жители города Аргун, являясь законопослушными гражданами РФ, но не имея права голоса, находимся меж двух огней, безоружные и беспомощные в своей судьбе. Мы требуем от командования федеральных войск подтвердить свою беспомощность и некомпетентность или свое нежелание прекратить тот беспредел, который творится над нами: охоту за людьми на дорогах и в домах, захваты людей в любое время дня и ночи, исчезновения их без вести, без суда и следствия, мародерство, мзду, которую постоянно берут на дорогах, убийства людей в любое время дня и ночи бомбовыми ударами и уничтожение их имущества. Мы живем в ужасной стрессовой ситуации, которая специально создается для устрашения мирных жителей и увеличения разнообразных болезней у людей, как у старших, так и у детей, вплоть до смертельных исходов. Компетентно заявляем: идет геноцид нации. Мы хотим это зарегистрировать на бумаге для будущих поколений, потому что знаем: помощи мы не можем получить ни от кого. Поэтому мы требуем, чтобы вы лично расписались под этим заявлением. Мы хотим послать его в ООН. В связи с вышеизложенным многотысячная акция против массовых убийств принимает резолюцию с требованиями: 

1. Остановить геноцид, то есть массовые убийства. 
2. Освободить нас от законных бандформирований России.
3. Мы категорически против призыва наших детей в российскую армию».

***
В ночь на 9 ноября в г. Урус-Мартан сотрудники российских силовых структур задержали местного жителя Рустама Исмаилова (ул.Горная, 8). Через несколько дней родственникам удалось добиться его освобождения. Выяснилось, что после задержания он был избит и подвергся пытке током. Его подвешивали и оставляли в таком состоянии на продолжительное время. Рассказать все подробности задержания и освобождения Рустама Исмаилова родственники отказались, считая, что это для них небезопасно.

***
Днем в г.Грозном российские военные увезли из своего дома Шамиля Магомедовича Исакова, 1982 г.р., проживающего по адресу: ул.1-я Садовая, 34 а, кв.43. 
Военные подъехали к дому на двух БТРах и автомашинах «Урал». Они избили двух молодых людей, игравших у подъезда в нарды. В это время Шамиль Исаков находился в ванной. Ворвавшись в квартиру, военные скрутили ему руки, замотали голову майкой и, не дав нормально одеться, поволокли к выходу. Мать Шамиля, Луиза Исакова, потребовала объяснить ей причину происходящего. В свою очередь военные приказали ей «заткнуться» и заперли в одной из комнат. В другую затолкали жену молодого человека, а его самого вывели на улицу, подняли в «Урал» с регистрационными знаками с790хх 95/газ и увезли. Похитители были в камуфляжной форме, масках. Документы они не предъявили и говорили только по-русски, без акцента. Они оскорбляли Шамиля, членов его семьи, а также случайно оказавшихся у дома людей.

Местонахождение Шамиля Исакова удалось установить только 13 ноября. Выяснилось, что его доставили в ИВС при ВОВД Ленинского р-на. В тот же день родители наняли адвоката, но его допустили к Исакову только через десять дней. Уже после того, как было предъявлено официальное обвинение. Следователь прокуратуры Андрей Игоревич Мазин под надуманными предлогами, а иногда и говоря просто «нет», не допускал адвоката к подзащитному. За это время его вынудили подписать признание в том, что якобы он снимал на видеокамеру подрыв российского БТРа. При первой же встрече, а до 6 декабря 2001 г. она была и единственной, он заявил адвокату, что его заставили сделать это под пытками. Это подтверждали и те, кто сидел вместе с ним в ИВС и сумел оттуда освободиться. По их словам, у Шамиля Исакова были сломаны ребра и перебит нос, ноги были отбиты металлическим прутом и сильно опухли, на теле имелись следы ожогов сигаретами и зажигалкой. От постоянного пребывания в наручниках у него онемели руки. 

В ВОВД Ленинского р-на Шамиль Исаков провел полтора месяца. Из них 16 дней – в бане, где мылись сотрудники милиции. Затем десять месяцев – в больничной камере СИЗО «Чернокозово» в Наурском р-не республики, откуда был переправлен в г.Пятигорск и далее в Краснодарский край, в «Нижнюю пойму». 
В августе 2002 г. состоялся суд, на котором Шамиля Исакова приговорили к четырем годам лишения свободы. Последние слова представителя стороны обвинения были такими: «В руках оружия не держал, никого не убивал, но интеллектуально был с ними (т.е. с участниками ВФ ЧРИ. - Сост.)». Он запросил для подсудимого десять лет тюрьмы, но судья принял во внимание, что после задержания у того родился сын, и смягчил приговор. В 2004 г. Шамиль Исаков освободился и вернулся на родину. 

***
Российские военные на автодороге Грозный-Шатой обстреляли гражданский автотранспорт. Среди водителей и пассажиров имеются убитые и раненые. Пострадавшие были доставлены в грозненскую городскую больницу № 9 и участковую больницу в с.Старые Атаги. Другими подробностями случившегося ПЦ «Мемориал» не обладает. 


Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.

Последние новости
Сын Кадырова Адам получил очередную награду
Политика
Сын Кадырова Адам получил очередную награду
5 декабря 2024
Сын главы Чечни Рамзана Кадырова – 17-летний Адам Кадыров – получил на вечное хранение и ношение орден героя Кавказской войны Байсангура Беноевского. Об этом сообщил председатель правительства Чечни Магомед Даудов.
Киев готовит «юридическую реакцию» на действия грузинских властей
Политика
Киев готовит «юридическую реакцию» на действия грузинских властей
4 декабря 2024

Президент Украины Владимир Зеленский в вечернем обращении анонсировал введение санкций в отношении правительства Грузии. Это станет юридическим ответом на действия грузинских властей по разгону акций протеста. По мнению украинского лидера, «власть в Грузии толкает страну на очевидную зависимость от России». 

Пашинян заявил, что Армения не вернется в пророссийскую ОДКБ
Политика
Пашинян заявил, что Армения не вернется в пророссийскую ОДКБ
4 декабря 2024

Армения «считает себя вне ОДКБ», возврат в организацию уже невозможен, точка невозврата пересечена. Об этом на заседании парламента заявил премьер-министр Никол Пашинян.

В РФ в очередной раз возмутились участием Еревана в Римском статуте МУС
Политика
В РФ в очередной раз возмутились участием Еревана в Римском статуте МУС
4 декабря 2024

Участие Армении в Римском статуте Международного уголовного суда наносит прямой ущерб российско-армянским отношениям. Об этом заявила представитель МИД РФ Мария Захарова.