В Ленинский райсуд Владикавказа после составления нового обвинения прокуратура вернула на рассмотрение уголовное дело по факту гибели в отделе полиции местного жителя Владимира Цкаева.
6 ноября 2001 года
***
Около 2.00-2.10 часов ночи в с.Джалка российские военные, приехавшие на БТРе и голубой автомашине «Газель», увезли из дома № 9 на ул.Заречная Арби Ималиевича Ташаева, 1976 г.р. По некоторым данным, при задержании он был тяжело ранен в голову и плечо.
Военные не представились, не объяснили, куда собираются доставить захваченного ими человека, оскорбляли членов его семьи, а самого его избивали. Этническая принадлежность похитителей – русские, говорили они только по-русски без акцента. Захватив с собой молодого мужчину, они уехали в неизвестном направлении.
В тот же день родственники Арби Ташаева обратились в районную прокуратуру, а также организовали собственные поиски. Они обратились к сотрудникам постоянного и временного отделов милиции и УФСБ р-на. 7 ноября один из сотрудников ВОВД сообщил, что они якобы сами его ищут, подозревая в подготовке и осуществлении террористических актов. Он сказал, что родственников «официально поставят в известность», как только установят местонахождение «пропавшего».
Мать Арби Ташаева, Есита, не поверила словам милиционера. Именно в здании ВОВД 17 мая 2001 г. умер, не вынеся пыток и истязаний, ее старший сын, 27-летний Турпал-Али. Его труп с признаками насильственной смерти обнаружили в морге центральной больницы г.Махачкала. Официальная версия его гибели – инфаркт. И в этом случае сотрудники милиции утверждали, что у них в ИВС этого человека не было и что к его задержанию они не имели никакого отношения.
Через пять дней Арби Ташаев «обнаружился». Оказалось, что он содержится в отделе УФСБ РФ по ЧР в г.Гудермес. По словам адвоката Мархи Байсалуевой, в тяжелом состоянии. Подлечив, его переправили сначала в СИЗО в Чернокозово, а оттуда – в Ставрополь.
С просьбой о содействии в правовой защите Арби Ташаева его родственники обратились и в ПЦ «Мемориал». 29 января 2002 г. правозащитники направили письмо (исх. 30/02) прокурору ЧР Всеволоду Чернову и в прокуратуру Гудермесского р-на.
14 июня 2002 г. в Ставропольском краевом суде Арби Ташаев был осужден на 13 лет колонии строгого режима по ст. 205 (террористический акт), 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) УК РФ. Обвинение по ст.208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) УК РФ в ходе процесса сняли. Рассмотрения дела в кассационной инстанции не было.
Родственников допустили на судебные заседания. Однако после оглашения приговора они более двух с половиной лет не могли определить, где именно отбывал наказание Арби Ташаев. Вели поиски, в ходе которых выяснилось, что его отправили по этапу в один из северных регионов России. Впоследствии его перевели в колонию в г.Бежецк Тверской области. Есита Ташаева при содействии сотрудников МККК поехала к нему, но ей дали на свидание всего четыре часа. Сын рассказал, что его постоянно держали в помещении камерного типа (ПКТ). По-другому – в штрафном изоляторе. И не потому, что нарушал режим, просто лагерное руководство, по его словам, ненавидело чеченцев.
***
На восточной окраине г.Урус-Мартан подорвался на мине местный житель Адам Исмаилович Берсанов, 1989 г.р., проживающий по адресу: ул.Нурадилова, 23.
В этот день он пас скот в садах госхоза им.Мичурина. От города их отделяют лесополоса и небольшой овраг, в который иногда попадает вода из оросительного канала. Через овраг местные жители перебросили мост. По нему обычно и проходили в сад.
Адам Берсанов прошел по мосту и наступил на доску, лежавшую на его пути. Оказалось, что под нее была заложена противопехотная мина. В результате взрыва молодой человек получил множественные ранения лица, верхних и нижних конечностей. У него раздроблены и сломаны кости. Пострадавший был доставлен в Урус-Мартановскую районную больницу и прооперирован. Из-за большого числа ранений одежду с него невозможно было снять, ее пришлось разрезать ножницами.
***
В лесу недалеко от с.Джалка найден сильно разложившийся труп мужчины. На умершем была трикотажная полосатая футболка, черные джинсы, на кармашке которых фломастером были написаны две буквы «Я». Под джинсами имелось теплое белье, а на ногах – две пары носков.
Это уже не первый труп, обнаруженный возле Джалки. В сентябре 2000 г. в окрестностях этого села нашли трупы трех местных жителей, в январе 2001 г. – труп 50-летнего сторожа из г.Гудермес, в июне этого же года – два трупа предположительно жителей соседнего Аргуна и, наконец, в начале сентября – останки похороненного неизвестного мужчины. Найденный 6 ноября труп местные жители не смогли опознать.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.