В Москве состоялось заседание Национального антитеррористического комитета, посвященное противодействию распространению идеологии терроризма, неонацизма и религиозного экстремизма в СКФО.
По информации директора ФСБ Александра Бортникова, в 2025 году на территории Северо-Кавказского федерального округа удалось предотвратить 33 преступления экстремистского и террористического характера, включая 27 терактов.

14 июня 2001 г. ***
В 8.00 недалеко от с.Пригородное Грозненского района российские саперы обстреляли из гранатомета 67-летнего Шадида Закриева. Старик, выехавший из дома накосить травы, стоял у своего мотоцикла и точил косу. Военные проверяли трассу Грозный–Шатой на наличие взрывных устройств и не могли не видеть, что он не представляет никакой угрозы, однако открыли огонь. В результате взрыва гранаты Шадиду Закриеву, проживавшему на ул.Заречная, оторвало обе ноги. По дороге в больницу он умер.
***
В 8.30 на выезде из с.Хатуни Веденского района российские военные совершили преднамеренное убийство пяти человек. В 350–400 метрах от блокпоста они обстреляли из гранатомета автомобиль «Ауди», следовавший в близлежащий населенный пункт Элистанжи. Находившиеся в салоне Шамиль Жалаевич Орцуев, 1964 г.р., Шавади Мухадаевич Мухмадов, 1968 г.р., и Завали (Завли) Хожаевич Ахмаев, 1977 г.р., погибли сразу. Автомобиль отбросило в кювет.
Те же военные остановили автомобиль ГАЗ-3110, в котором ехали Ахмед Абдулаевич Абдулаев, 1973 г.р., и Умар-Али Ахмедович Цокаев, 1974 г.р. Заставив этих людей выйти и лечь на дорогу лицом вниз, они расстреляли их из автоматов. Вместе с трупами убитых они сожгли обе машины. При совершении данного преступления дорога между населенными пунктами Хатуни и Элистанжи была перекрыта для проезда автотранспорта. Местным жителям военные сказали, что в этом районе якобы проводятся «учебные стрельбы».
Умар-Али Цокаев, Ахмед Абдулаев, Шамиль Орцуев и Шавади Мухмадов возвращались домой после освобождения Завали (Завли) Ахмаева, увезенного за день до этого в расположение российской войсковой группировки на окраине с.Хатуни. Все они являлись жителями Элистанжи.
В тот же день из этого населенного пункта российские военные похитили Хусейна Гапаева, 1974 г.р. Позднее они убили его и за выдачу трупа потребовали у родственников выкуп, равный стоимости пяти автоматов. Cостоялся ли данный торг, неизвестно. Но жители села рассказали, что однажды российские военные, обвинив в связях с боевиками, пытались увезти сестру Хусейна Гапаева, а затем много раз врывались в дом рядом с сельской мечетью, в котором он проживал.
***
В 11 часов в палаточном городке «Сацита» в ст. Орджоникидзевская Республики Ингушетия состоялся многотысячный митинг чеченских беженцев. На нем была принята резолюция, требующая прекратить убийство гражданского населения Чечни. Митингующие призвали положить конец «преступной практике взятия заложников в ходе так называемых зачисток». Они отметили, что на территории Чечни российскими военнослужащими налажена и функционирует система торговли людьми. Трупы убитых жителей республики выдаются их родственникам только после уплаты денежного выкупа. Участники акции потребовали от мирового сообщества оказать на Россию давление с тем, чтобы «народоубийство в Чечне было прекращено».
В условиях усилившегося террора против гражданского населения республики в г.Грозный 15 июня было запланировано провести митинг протеста. В нем согласились принять участие матери пропавших молодых людей, активисты правозащитных организаций и все те, кто «желает донести до мировой общественности правду о творимом российскими военными геноциде чеченского народа».
На митинге выступили десятки людей, которые констатировали, что ежедневные обстрелы населенных пунктов, убийства и похищения людей, произвольные аресты, изнасилования и пытки, применяемые в местах содержания, а также вымогательство денег и грабежи имущества местных жителей являются составной частью «контртеррористической операции». В этих условиях, подчеркнули они, не может быть и речи о возвращении беженцев в Чечню.
Исходя из вышесказанного, участники схода приняли резолюцию (ее стилистика сохранена полностью):
«Сход беженцев и вынужденных переселенцев, представителей общественных организаций и районов Чечни, рассмотрев ситуацию в республике и положение беженцев, решил:
1. Потребовать в очередной раз от президента России В.Путина немедленно остановить военные действия на территории Чечни.
2. Начать незамедлительно переговоры между президентами Чечни А.Масхадовым и России В.Путиным.
3. Допустить в Чечню представителей международных правозащитных организаций и независимых журналистов.
4. Обратиться в международные организации, ООН, ОБСЕ и СЕ, чтобы они, учитывая свое влияние и авторитет в мире, оказали давление на Россию в деле прекращения войны и установления мира на территории Чечни и урегулирования российско-чеченских взаимоотношений политическими средствами.
5. Подтвердить решимость беженцев противостоять решению правительства России по принудительному возвращению беженцев в Чечню до установления там мира.
6. Выразить искренние и глубокие соболезнования семье и родственникам правозащитника Виктора Попкова по поводу его смерти и потребовать от руководства и правоохранительных органов России найти и наказать его убийц.
7. Провести международную экспертизу ситуации в Чечне и на основе международного права определить права его граждан, а также обязанности военных, сотрудников ФСБ, ГРУ, МЮ и МВД РФ по их неукоснительному соблюдению.
8. Выразить искреннюю признательность группе верующих различных конфессий, которые продолжают голодовку в Женеве у Дворца Наций в целях политического решения конфликта в Чечне.
9. Обратиться к руководителям Северо-Кавказских республик, главам краев и областей Юга России с просьбой активизировать свою деятельность по установлению мира на чеченской земле, стабилизации и снятию очагов напряженности во всем Северо- Кавказском регионе.
10. Выразить огромную благодарность международным гуманитарным организациям, народу и президенту Республики Ингушетия Руслану Аушеву за внимание и сострадание к нуждам чеченского народа.
11. Обратиться к президенту США Дж. Бушу, как к руководителю государства, которое играет ключевую роль в мировой политике и соблюдающее в своей политике принципы демократии, с тем, чтобы он призвал президента РФ В.Путина начать мирный диалог с законно избранным президентом республики А.Масхадовым в соответствии с нормами международного права.
12. Обратиться к главам семи ведущих государств, чтобы на предстоящем саммите они повлияли на президента РФ В.Путина в деле урегулирования военного конфликта и создания механизма скорейшего претворения в жизнь последних мирных инициатив президента Чечни А.Масхадова.
13. Обратиться к УВКБ ООН с просьбой наладить свои контакты с общественным движением беженцев «Чеченский комитет национального спасения»;
14. Осудить заявление командующего Северо-Кавказским военным округом В.Трошева о казнях без суда и следствия плененных чеченских командиров и бойцов народного ополчения и проведении «зачисток» на территории Республики Ингушетия.
15. Поддержать заявление депутата Государственной Думы РФ Асламбека Аслаханова о сложении с себя депутатских полномочий и призвать его сделать это незамедлительно».
Вечером того же дня члены общественной организации «Синтар» присоединились к бессрочной голодовке, объявленной в конце мая Махмудом Абдулшаидовым. Его требования совпадали с целями, продекларированными в резолюции описанного выше схода беженцев: остановить войну в Чечне, вывести российские войска из республики и начать переговорный процесс между президентами В.Путиным и А.Масхадовым.
Палатка, в которой расположились голодающие, была поставлена на пустыре между городками чеченских беженцев «Спутник» и «Сацита». В первый день акции в ней разместились четыре человека: 67летний Ахъяд Умаев, 46-летний Муса Каурнакаев, его сверстница Кока Хачукаева и 12-летняя дочь Хасана Межидова. Позднее к ним присоединились Берлант Мурадова, Раиса Абдурахманова, Зара Дуриева, Иса Мадаев и другие.
В последующую неделю акция набирала обороты. В итоге к 21 июня в голодовке принимали участие более 200 человек из числа чеченских беженцев в Ингушетии, членов общественных и правозащитных организаций.
***
Около 11 часов у места расположения поселкового отделения милиции с.Беркат-Юрт Грозненского (сельского) района российские военные, прибывшие на двух БТРах и автомобиле УАЗ, задержали и увезли в неизвестном направлении М.К.Асхабова, 1983 г.р.
Как рассказал очевидец случившегося Салавди Заидов, похищенный — уроженец этого населенного пункта и не знает русского языка. Его родственники обратились к властям. На тревогу, поднятую ими, вынуждены были отреагировать и военные. Из ст. Горячеисточненской приехал не представившийся подполковник (по-видимому, из военной комендатуры Грозненского района). Вместе с ним были саперы.
Выслушав свидетелей задержания молодого человека, он посетовал, что похищения производят неизвестные вооруженные люди, якобы разъезжающие на двух БТРах. Подполковник сказал, что их не могут поймать уже длительное время.
Однако по дальнейшим действиям военных местные жители поняли, что им известно, где находится похищенный. Вместе они осмотрели окрестности Беркат-Юрта, Центора- Юрта, а также ст.Петропавловской (чеч. — с.Чурт-Тог1и). У последнего из названных населенных пунктов, недалеко от мельницы, вскоре обнаружили обожженные фрагменты тел двух человек.
Неизвестные (опознать трупы не было ни малейшей возможности) были заминированы и лежали под бетонными плитами. Их похоронили на кладбище с.Новый Центорой (Центора-Юрт), там же, где раньше были похоронены восемь трупов, доставленных из 124-й лаборатории медико-криминалистической идентификации МО РФ г.Ростов-на- Дону.
Спустя какое-то время нашелся и М.Асхабов. Похитители выбросили его на повороте к с.Бердакел (Комсомольское) Грозненского (сельского) района. Он был сильно избит и порезан ножами. Как утверждают очевидцы, военные пытали его током и прижигали окурками сигарет. Следы избиения засвидетельствовал приглашенный из ст.Горячеисточненской судебно-медицинский эксперт.
***
Утром у нефтескважины недалеко от с.Побединское Грозненского района российскими военными были убиты пять человек — четверо сотрудников вневедомственной охраны и пожилой мужчина, на автомобиле УАЗ с прицепом приехавший к этому месту косить сено:
1. Рамзан Амирович Басаев, 1971 г.р., проживал в пос.Долинский, Грозненский (сельский) район;
2. Ибрагим Адиевич Шуипов, 1955 г.р., житель с.Керла-Юрт, Грозненский (сельский) район;
3. Адам Исаевич Музаев, 1965 г.р., имел постоянную прописку в с.Серноводск, Сунженский район;
4. Сайд-Магомед Шидиев, 1956 г.р., проживал в с.Радужное, Грозненский (сельский) район;
5. Изнаур Дудуркаев, 1934 г.р., проживал в с.Побединское, Грозненский (сельский) район.
Военные были в масках. Они подъехали к нефтескважине на БТРе и заставили людей, дежуривших на ней, выстроиться в ряд. Затем расстреляли из автоматов. Сотрудники вневедомственной охраны и оказавшийся рядом старик не только не оказали сопротивления, но и не пытались укрыться. Все погибли почти сразу. Свидетели преступления, которые в целях безопасности не захотели называть своих имен, утверждают, что военные тем не менее произвели в головы некоторым из них еще и контрольные выстрелы.
Расстреляв людей у нефтескважины, военные забрались на броню БТРа и выехали на ближайший холм (очевидцы рассказали, что двое или трое из них уехали оттуда в автомобиле УАЗ, принадлежавшем убитому Изнауру Дудуркаеву). Здесь они наткнулись на жителей пос.Долинский Абурашида Магомедовича Далиева, 1960 г.р., и его сына Идриса Абуршидовича Далиева, 1986 г.р., также косивших сено и ставших невольными свидетелями преступления. Их они также убили. При осмотре тел выяснилось, что оба сначала были заколоты вилами и только потом застрелены.
Той же группой военных в то же утро недалеко от Побединского на поле, которое когда-то принадлежало 15-му молсовхозу Грозненского (сельского) района, были застрелены жители с.Самашки Ачхой-Мартановского района Хамад Майсумов, 1969 г.р., и Усам Хасанович Джаутханов, 1967 г.р.
Молодые мужчины занимались заготовкой сена. На работу они поехали на трехосном КамАЗе, принадлежавшем Усаму Джаутханову. Как рассказали родственники, хозяин автомобиля успел спрятаться за пригорок и оттуда видел, как подъехавшие военные подозвали Хамада Майсумова, что-то у него спросили, а затем выстрелили в грудь. Не выдержав расправы над напарником, Усам вышел из укрытия и сразу был сражен очередью автомата. Одна из пуль попала ему в сердце. Военные произвели в головы обоих контрольные выстрелы.
К месту трагедии на собственной машине подъехал Ваха Байсаров, 1969 г.р., житель Побединского. Он представился работником администрации Ахмада Кадырова и потребовал от военных объяснить, что происходит. Военные несколько раз выстрелили ему в живот и в лицо, а затем, заложив в моторный отсек КамАЗа взрывчатку и взорвав его, уехали в сторону Сунженского хребта.
Усам Джаутханов — отец четверых детей в возрасте от 1,5 до 11 лет. Его семья приехала из Казахстана в 1991 году. Сам он вернулся в Чечню еще позже — в начале первой войны. Когда к месту происшествия прибыли люди, он был уже мертв.
Хамад Майсумов, получивший тяжелое ранение головы и легкого, скончался по дороге в больницу No 9 г.Грозного. Ваху Байсарова с помощью работников военной комендатуры Грозненского (сельского) района на вертолете доставили в военный госпиталь в Ханкале. Несмотря на тяжелейшие раны, он выжил.
Сотрудники пророссийской милиции Чечни из местного отдела внутренних дел совместно с сотрудниками районной комендатуры задержали военных, совершивших массовые убийства. Их обнаружили на Сунженском хребте, где, отдыхая от «ратных трудов», они пьянствовали. Они пытались оказать сопротивление, но были обезоружены и арестованы. Однако уже через день помощник президента РФ Сергей Ястржембский, комментируя события у с.Побединское, заявил журналистам, что убитые являлись расхитителями нефти и поэтому «надо еще доказать неправомерность применения военными оружия». Доказывать никто ничего не стал, убийц просто выпустили на свободу. Уголовное дело прокуратура прекратила «за отсутствием в их действиях состава преступления».