В подмосковном Краснозаводске произошла массовая драка между уроженцами Чечни и Ингушетии с одной стороны и, предположительно, членами националистической организации «Русская община» – с другой.

2 декабря 2001 года
***
В ночь на 2 декабря сотрудники ВОВД Урус-Мартановского р-на предприняли попытку задержать жителя с.Гехи, возможного участника ВФ ЧРИ. Но им было оказано сопротивление: отстреливаясь из пистолета, подозреваемый выбежал из дома и скрылся.
Только после этого милиционеры смогли зайти в помещение, где находились родственники убежавшего. Расстреляв его брата, Арби Хасханова, они вывели на улицу женщин и, заложив взрывчатку, подорвали дом. Труп убитого увезли в сторону районного центра.
4 декабря к людям, стоявшим перед зданием ВОВД, вышел милиционер и спросил, есть ли среди них жители Гехи. Откликнувшимся из толпы он показал труп, лежавший на земле во дворе отдела. Убитый был опознан, им оказался Арби Хасханов.
***
В 2.20 в г. Урус-Мартан в дом по адресу: ул.Больничная, 71 ворвались до 30 сотрудников российских силовых структур в камуфляжной форме, некоторые – в масках. Они потребовали у жильцов паспорта, проверили их, а потом сообщили, что забирают с собой Рустама Айдул-Керимовича Макаева, 1973 г.р., сына хозяина дома. Его жене, Луизе Татаевой, они сказали, что проводится спецоперация в связи с покушением на коменданта Урус-Мартановского р-на Гейдара Гаджиева. Мол, действия в отношении ее мужа связаны именно с этим событием. Его вывели на улицу, посадили в подъехавший УАЗ, номер которого запомнить не удалось, и увезли. Большинство участников операции ушли пешком к центру города. Несмотря на фактически действующий в городе комендантский час и опасность напороться на секреты и засады, устроенные на улицах военными, родственники Рустама Макаева поехали вслед за похитителями и установили, что они въехали на территорию ВОВД Урус-Мартановского р-на. На следующий день они наняли адвоката, но ему не удалось выяснить, в чем обвинен похищенный человек. Сотрудники ВОВД, как и представители других российских силовых структур, дислоцированных в городе и районе, заявили о своей непричастности к случившемуся. Рустам Макаев бесследно исчез.
По словам родственников, он не участвовал в боевых действиях против российской армии и не состоял в ВФ ЧРИ. Работал и жил в Надтеречном р-не и накануне своего похищения приехал навестить близких. В качестве одной из возможных причин его задержания называлась то, что Рустам Макаев был крепко сложенным, физически развитым человеком. Его рост составлял 193 см, а вес превышал 90 кг У него были рыжие волосы и карие глаза. Отличительной приметой можно считать шрамы от огнестрельных ранений на правом колене и на животе. Свидетелями похищения были жена и родители. По их словам, похитители не предъявляли свои документы. Без сомнения, они были русскими.
Родственники обращались с просьбой о помощи в установлении дальнейшей судьбы Рустама Макаева к полномочному представителю президента РФ по Южному федеральному округу Виктору Казанцеву, главе администрации Урус-Мартановского р-на Ширвани Ясаеву, к президенту России. Было написано и подано заявление в прокуратуру. По факту похищения (ст.126 ч.1 УК РФ) возбуждено уголовное дело № 25169. Однако по уже заведенному в Чечне правилу в связи с якобы «невозможностью установить лиц, причастных к преступлению» (п.3 ст.195 УПК РСФСР), оно вскоре было приостановлено.
Абдул-Керим Макаев не захотел мириться с попытками следователей увести виновников похищения сына от ответственности. Он подал в суд жалобу. Его вызвали в прокуратуру.
– Что, Абдул-Керим, снова жалуешься? – спросили его там.
– Да.
– Когда перестанешь?
– Когда сын вернется, тогда перестану, – ответил отец.
ПЦ «Мемориал» принял от него заявление в конце февраля 2006 г., то есть через пять с лишним лет после похищения сына.
***
В ночь на 2 декабря в г.Урус-Мартан сотрудники милиции ворвались к Яхите Цакаевой, проживающей с семьей по адресу: ул.Карла Маркса, 25. Они приехали на двух автомобилях «Урал».
Милиционеры стали избивать находившихся в доме молодых людей – сыновей Яхиты Цакаевой, не пощадили и прикованного к постели Ахмеда Цакаева, 1972 г.р. Во время автомобильной аварии у него был поврежден позвоночник. Мужчина перенес три хирургические операции, последняя из которых была сделана ему только в сентябре 2001 г.
Вволю поиздевавшись над жильцами, милиционеры стали выносить и загружать в автомобили имущество этой семьи и готовить дом к подрыву. В нем остался только Ахмед Цакаев, который из-за своей травмы не имел возможности передвигаться самостоятельно. Однако милиционеры этим обстоятельством не были особо смущены. Они продолжали свое дело, не обращая внимания на просьбы родственников позволить вывести Ахмеда из дома. Один из милиционеров издевательски заметил, что он, мол, и так – не жилец, зачем его еще куда-то выносить?
После долгих уговоров единственный милиционер, который был без маски (по предположению Цакаевых, башкирский милиционер из ВОВД Урус-Мартановского р-на), сжалился над матерью. Он принес инвалидную коляску, посадил в нее больного и вывез на улицу.
В семье Цакаевых был малолетний ребенок. На улице он, как и остальные, оказался без теплой верхней одежды. Выпроваживая людей из дома на улицу, милиционеры не позволили никому взять с собой что-нибудь теплое. Ребенка оказалось не во что закутать. После долгих просьб из дома ему вынесли покрывало.
После погрузки наиболее ценного имущества в автомашины дом был подорван.
Как предполагают соседи, возможно, причиной этому могло быть участие племянника мужа Яхиты Цакаевой в ВФ ЧРИ и объявление его из-за этого в розыск.
По факту подрыва дома женщина обратилась в прокуратуру Урус Мартановского района, требуя, чтобы было возбуждено уголовное дело. Также она подала заявления в ПЦ «Мемориал» и бюро Владимира Каламанова.
***
Из расположения в/ч рядом с с.Энгеной произведен артиллерийский обстрел сел Верхние и Нижние Курчали. Два снаряда взорвались во дворе Тисаевых и разрушили дом. 30-летней Ларисе Тисаевой осколок попал в ногу а 12-летняя внучка Хурмани Тисаева, приехавшая из с.Центорой, была ранена в челюсть. Потом девочку трижды оперировали в Махачкале. Она поправилась.
Из книги «Здесь живут люди», Усам Байсаев, Дмитрий Грушкин, 2006 г.